// Родителям незрячих детей
Домашние дела для вашего слепого или слабовидящего ребёнка

К сожалению, многие родители до сих пор ошибочно полагают, что неотъемлемой частью обеспечения безопасности их незрячего чада является освобождение его от любых обязанностей по дому, чем наносится подчас непоправимый вред реабилитации ребёнка. Следование подобной точке зрения на практике не  только тормозит социально-психологическое развитие малыша, но и усиливает его бытовую зависимость от посторонних. Как не оказать такую медвежью услугу лишённому зрения ребёнку и вместе с тем не переусердствовать с преждевременным его взрослением – расскажем в сегодняшнем материале.


Главные домашние обязанности незрячего ребёнка

Как отмечают тифлопедагоги, круг домашних дел незрячего или слабовидящего малыша, по сути, главным образом определяется его возрастом и не отличается от аналогичного перечня для условно здоровых сверстников. Так, 3-летний ребенок с нарушениями зрения уже должен уметь находить свои игрушки на полке, брать их оттуда, а после игры складывать на место, наводя полный порядок в использованном пространстве. Помимо этого, вполне посильными для данного возраста являются и навыки самостоятельного приёма пищи из поставленной на стол посуды, раздевания и одевания при небольшом участии взрослого, различения столовых приборов и расставления их по местам, выполнения поручений мамы, папы или бабушки по размещению книг и журналов на нижней полке шкафа и т.д. Освоение всех подобных повседневных задач будет способствовать повышению качества коммуникации между ребёнком и его родителями, а также появлению у малыша чувства уверенности в своих силах, которое при одобрительном отношении взрослых приведёт к усилению его стремления к самостоятельности.

С 4 до 7 лет ребёнок с инвалидностью по зрению должен так же, как и его зрячие ровесники, научиться самостоятельно ходить в туалет, проводя после этого все необходимые гигиенические процедуры, готовить себе лёгкие блюда (хлопья с молоком, бутерброды и др.), наливать питьё в кружку, мыть и чистить овощи и фрукты, украшать салаты и торты, заправлять постель после сна, поддерживать свою комнату в порядке, вести телефонные разговоры и т.д. Понятно, что приобретение того или иного навыка незрячему малышу может даваться гораздо труднее, растягиваясь на недели и даже месяцы. Однако в этой ситуации особенно значимым становится правильная позиция родителей, которая должна основываться на терпеливой помощи, а не упрёках или вовсе попытке всё сделать за ребёнка. Мамам и папам следует спокойно и подробно объяснять и показывать малышу, что ему требуется совершить для осуществления нужной операции и, если необходимо, повторять это многократно. В случае, когда задача совсем не поддаётся, специалисты рекомендуют разбить процесс её выполнения на шаги, каждый из которых поочерёдно разучивать вместе с ребёнком. Постепенно при совместном осуществлении требуемого действия будет появляться всё больше и больше шажков, которые малыш станет делать сам, что, в конце концов, закончится его полной победой над непростым делом.. Здесь на помощь мамам и папам приходит старая-добрая пословица «терпенье и труд всё перетрут», действенность которой была подтверждена веками.

Незрячие и слабовидящие дети младшего школьного возраста и вовсе уже должны быть полноценными участниками повседневных семейных дел, вполне способными и вымыть пол, и сварить кашу, и постирать грязные вещи в стиральной машине. Как отмечают психологи, в этот период хорошим способом поощрения ребёнка к самостоятельности является заведение домашнего питомца, уход за которым будет полностью находиться в зоне его ответственности. Это позволит приобрести нужные навыки расстановки вещей по местам, различения одинаковых предметов (коробочек с кормом, лотков и т.д.), послужив прочным фундаментом для развития дальнейшей бытовой самостоятельности. Очень важной со стороны родителей в это время является реальная оценка качества выполненной работы с целью не похвалить или пристыдить ребёнка, а напротив, предоставить ему объективную и достоверную информацию о деталях, которые он просто не видит. Так, если незрячая девочка или мальчик не до конца убрала (или убрал) со стола крошки, ей/ему следует спокойно и доброжелательно об этом сказать, указав место, где мусор ещё остался, и объяснив, как в следующий раз подобного можно избежать. Такой рациональный подход будет способствовать воспитанию в ребёнке чистоплотности, внимательности и аккуратности, которые очень пригодятся во взрослой жизни.

Главное, о чём важно помнить родителям, — это неизбежность полной бытовой самостоятельности их незрячего малыша, с которой он рано или поздно столкнётся. Поэтому, чтобы избежать ощущения тотальной беспомощности и безысходности, прививать базовые аспекты самообслуживания необходимо с ранних лет. Именно это и является проявлением подлинной любви и заботы о ребенке, закладывающей основы его будущего благополучия и способности удовлетворять свои главные жизненные потребности без чьего-либо участия.


Читайте также:
Все статьи
  • 20.12.2023
    Как общаться со своим незрячим ребёнком?
  • 06.12.2023
    «Если хотите предложить помощь – предложите!» НЕинструкция, как общаться со слепыми людьми
  • 27.11.2023
    Развитие незрячих детей 3-7 лет
  • 16.11.2023
    Особенности третьего года: самостоятельность
  • 09.11.2023
    Особенности третьего года: формирование «Я»
  • 06.11.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: оформление инвалидности — ваше право!
  • 11.10.2023
    Как выбрать дисплей Брайля незрячему ребёнку?