// Родителям незрячих детей
Особенности третьего года: самостоятельность

Имеющий решающее значение  в развитии каждого малыша третий год жизни важен не только формированием его собственного «Я», но и появлением первого осознанного стремления к самостоятельности. Если отнестись к этому моменту с должным вниманием, то именно в данном возрасте удастся довольно успешно привить ребёнку навыки самообслуживания, столь необходимые для дальнейшей жизни. Как помочь овладеть ими незрячему малышу – расскажем в сегодняшнем материале.


Учимся кушать, одеваться и ходить на горшок...

Желание ребёнка самостоятельно выполнять простейшие повседневные действия, которое он начинает демонстрировать всё более явно, целесообразно поощрять и стимулировать одобрением и похвалой. Однако для того, чтобы оно могло реально исполниться, важно создать все необходимые условия. Так, малышу следует выделить особое место за столом и научить его безошибочно находить свой стул, взбираться на него и приступать к приёму пищи вместе с другими членами семьи. К трёхлетнему возрасту незрячий ребёнок уже должен знать, что такое тарелка, кружка и ложка, и понимать, как ими нужно пользоваться. Для этого предназначенные ему столовые принадлежности всегда должны быть на чётко определённых местах, в лёгкой доступности для малыша. Вместе с тем стоять им следует надёжно и устойчиво — так, чтобы при случайном неосторожном движении ребёнок их не опрокинул и не разбил. Учить незрячего малыша самостоятельно есть нужно, удобно разместившись за его спиной, взяв его ручки в свои и показывая ему, как следует держать ложку, находить тарелку, зачерпывать оттуда кашу, пюре и т.д. И доносить до ротика. Аналогичную процедуру необходимо проделывать и с кружкой, которую малыш должен научиться держать и, не разливая содержимое, применять по назначению. Все эти действия совершать вместе с ребёнком придётся, вероятнее всего, многократно, но если делать их ежедневно при каждом кормлении, проявляя должное терпение, то примерно за три недели ребёнок усвоит их в полном объёме и, к огромной радости родителей, станет способен кушать самостоятельно.

Во многом по той же схеме необходимо научить малыша и одеваться без посторонней помощи. Здесь важно помнить, что у незрячего ребёнка могут возникнуть трудности с различением верха и низа, лица и изнанки, передней и задней сторон одежды. Помочь ему преодолеть эти сложности можно, приучив внимательно ощупывать вещь перед надеванием и находить опознавательные знаки: к примеру, об изнаночной стороне кофточек, штанишек и т.д. обычно свидетельствует наличие хорошо прощупываемых швов, а сзади, как правило, располагается этикетка. Разумеется, прежде чем объяснять это малышу, родитель сам должен найти подобные метки, а в случае, когда на вещи их нет (что бывает крайне редко), можно сделать их самостоятельно (пришив крохотный кусочек грубой материи к нужному месту). Сам же процесс одевания эффективнее всего выстроить следующим образом: взрослый становится или садится позади ребёнка, снова берёт его ручки в свои и выбирает нужную вещь, ощупывает её пальчиками малыша, находит верх и перед, а затем помогает надеть, подсказывая, что для этого нужно сделать (поднять ножку, продеть её в штанину, подогнуть другую ножку, сделать с ней то же самое, подтянуть штанишки вверх и т.д.). Очень важно в процессе обучения сопровождать каждое своё действие подробным словесным описанием, которое будет помогать незрячему ребёнку запоминать требующийся алгоритм.

Самостоятельное пользование горшком также предполагает, что он всегда будет находиться на чётко определённом месте, где малыш сможет его найти. Не следует бояться того, что ребёнок случайно запачкает ручки, погрузив их внутрь своего «туалета» (это тоже часть изучения мира, а потому от неё никуда не деться), после просто понадобится более тщательно вымыть руки, объяснив крохе, что содержимое горшка всегда грязно и больше его трогать нельзя.

Развитие базовых навыков познания окружающего мира

Для того, чтобы все повседневные операции незрячий ребёнок усвоил как можно скорее и продуктивнее, важно уделить особое внимание выработке у него понимания пространственно-временных параметров окружающих объектов. Малышу нужно научиться различать предметы по размеру, определяя, какой из них является больше, а какой меньше, по расположению (правее, левее выше, ниже), по толщине (толстый, тонкий) и т.д. Для этого можно использовать различную посуду (тарелки, кастрюли, кружки), игрушки, детали конструктора и т.п., на примере которых крохе можно будет показать разницу между вещами, заодно и ознакомив её со словесными обозначениями тех или иных признаков. Разумеется, подобное взаимодействие с одними и теми же предметами лучше будет повторить несколько раз через какое-то время — так ребёнок точнее запомнит нужную информацию и очень скоро рассказывать её сможет сам. Полезным будет также, если малыш усвоит простейшие временные характеристики (сейчас, позднее, раньше, утро, вечер, день, ночь и др.). Всё это позволит ему лучше воспринимать окружающий мир, пропуская его через призму уже усвоенной системы координат.

Конечно, при обучении незрячего ребёнка самостоятельности следует помнить, что у каждого малыша существует свой темп развития, и, если ваша кроха немного запаздывает или, напротив, опережает, как вам кажется, сверстников, не стоит особенно переживать: всё всегда индивидуально, а потому небольшие расхождения —это нормально.

При возникновении же каких либо сомнений или сложностей родителям следует постараться получить консультацию тифлопедагогов, которых можно найти в специальных детских садах, коррекционных школах, отделениях Всероссийского общества слепых и других профильных учреждениях. Целесообразно, кроме того, установить контакт и с родителями других незрячих детей: обмен живым опытом порой может дать больше, чем изучение целой монографии. Главное — не замыкаться в четырёх стенах, пытаясь решать все проблемы самостоятельно. Только у родителей, открытых к миру, может вырасти активный, любознательный и нравственно здоровый ребёнок, способный стать полноценной личностью.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 09.11.2023
    Особенности третьего года: формирование «Я»
  • 06.11.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: оформление инвалидности — ваше право!
  • 30.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: больше разговаривайте с ребёнком!
  • 23.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся есть и играть