// Родителям незрячих детей
Особенности третьего года: формирование «Я»

Три года – очень важный возраст в жизни любого малыша, проходящий под знаком складывания и проявления личного самосознания. Именно к этому моменту, как указывают учёные, человеческий мозг овладевает основными навыками жизнедеятельности, начиная использовать всю накопленную базу для дальнейшего развития. На какие особенности в данный период важно обратить внимание родителям незрячего ребёнка, расскажем в сегодняшнем материале.


Речь как основной источник познания

Благодаря постоянному пребыванию с мамой и папой, слепой малыш к трёхлетнему возрасту, как и его условно здоровые сверстники, должен усвоить основной словарный запас, научившись выражать с помощью речи свои элементарные желания, эмоции и потребности (покушать, попить, сходить на горшок, послушать сказку и т.д.). Более того, ребёнок может уже не только говорить отдельные слова, но и целые предложения, таким образом активно обмениваясь со взрослыми самой разнообразной информацией. Именно благодаря этому у малыша начинает активно формироваться собственное «Я», которое он уже прекрасно отделяет от окружающего мира. Конечно, наряду с большим количеством положительных эмоций, испытываемых незрячей крохой от общения со взрослыми и осознания того, что теперь многое она может сама, перед ней встают и определённые трудности, помочь справиться с которыми и должны по-настоящему любящие родители. Главной сложностью по праву можно считать отсутствие значимого сенсорного опыта, позволяющего зрячим детям отлично ориентироваться в пространстве. Окружающий мир, даже ограниченный пределами дома, полон для слепого малыша незнакомых предметов, способных иногда причинить ему вред. Полуоткрытые двери в комнаты, острые углы, забытые посреди кухни стулья и т.п. – всё это может стать тем незамеченным препятствием, о которое он споткнётся и ударится. Вот почему всем членам семьи так важно соблюдать элементарные правила совместного проживания с незрячим ребёнком, всегда информируя его словесно о произошедших изменениях. Речевое общение, по сути, и становится главным источником познавательной деятельности для слепого малыша, которая из-за нарушений в работе зрительного аппарата у него существенно ограничена.

Золотая середина, или как научиться избегать крайностей?

При этом очень важно понимать, что решающее значение во всём дальнейшем личностном развитии ребёнка имеет та тактика воспитания, которую выбрали его родители. К сожалению, именно здесь многие мамы и папы допускают весьма досадные ошибки, не поддающиеся исправлению даже по прошествии многих лет. Так, чрезмерно заботливые родители могут окружать особенную кроху гиперопекой, контролируя буквально каждое её движение и пытаясь уберечь от любого проявления самостоятельности, по их мнению, влекущего за собой существенную опасность. В результате этого незрячий ребёнок становится малоинициативным, начинает бояться принимать самостоятельные решения, а исполнения своих желаний добивается капризами. Недостаточная активность со временем всё больше и больше сочетаются с эгоизмом, а понимание того, что мама и папа готовы для него на всё, порождает развитие неуёмного «Я», которое требует лишь соблюдения собственных интересов. Постоянные похвалы и поощрения со стороны взрослых малыша даже за то, что не заслуживает восхищения, приводят к тому, что у него теряется чувство реальности и в ответ на каждое своё проявление он требует восторга. Это же влечёт за собой угасание стремления к какому бы то ни было развитию, вследствие чего ребёнок с довольно большим потенциалом вырастает весьма посредственным человеком и становится полным неудачником, так не научившись добиваться поставленной цели, преодолевая встречающиеся трудности.

Другая крайность связана, напротив, с чрезмерной жёсткостью родителей по отношению к малышу. Ребёнка воспитывают в стиле «нельзя», а если запрет будет нарушен, за ним последует наказание. В подобной ситуации кроха обычно находится либо рядом со взрослыми, под неусыпным их надзором, либо в своей комнате в полном одиночестве. В таких семья дети вырастают скрытными, не желающими идти на контакт, а по мере взросления даже проявляющими грубость и агрессию. Столь сниженная коммуникативная активность на фоне отсутствие зрения оборачивается тем, что у ребёнка не происходит должного интеллектуального развития и он растёт крайне «ограниченным» человеком с примитивными потребностями.

Оптимальной же для воспитания нравственно здоровой и многосторонне развитой личности является стратегия золотой середины, при которой мама и папа относятся к малышу чутко и внимательно, вместе с тем объективно оценивая его достижения и не ограничивая его активность. Родителям незрячей крохи очень важно осознать, что уберечь от всего на свете её не получится, а потому падения, травмы и разочарования будут неизбежными. Конечно, стоит сделать всё для того, чтобы их минимизировать, однако каждое препятствие даёт опыт его преодоления, а он, в свою очередь, человеку с инвалидностью понадобится однозначно. К сожалению, ни мама, ни папа не вечны, и рано или поздно наступит момент, когда уже повзрослевшее незрячее чадо останется без их помощи, а следовательно, и подготовленным к этому моменту оно должно быть максимально. Слепого малыша лучше всего не ограждать от трудностей, а учить их преодолевать, формируя у него позитивный опыт решения сложных задач. Именно при таком подходе незрячий ребёнок вырастет открытым к миру, стремящимся к познанию нового и имеющим богатый кругозор.

Кроме того, для развития любознательности малышу на третьем году жизни следует продолжать много читать, а в наше цифровое время прибавить к этому можно ещё и совместный просмотр хороших, добрых мультфильмов и семейного кино. Так будет заложена основа дальнейшей интеграции малыша в культурное пространство, что в будущем позволит ему обрести глубокое внутреннее содержание личности, став интересным собеседником и надёжным другом.

Таким образом, незрячий ребёнок начнёт воспринимать себя в качестве активного участника всех сфер жизни, способного совершать определённые поступки и быть ответственным за них, что в конечном счёте и является главной целью правильного воспитания в семье.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 06.11.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: оформление инвалидности — ваше право!
  • 30.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: больше разговаривайте с ребёнком!
  • 23.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся есть и играть
  • 16.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся падать
  • 09.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: знакомство с миром