// Родителям незрячих детей
Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся падать

Освоение ходьбы – это ещё далеко не всё, что родителям необходимо научиться делать со слепым малышом на втором году жизни. Одной из основ его безопасности является умение правильно падать, которое ещё нужно выработать. Как это сделать легко и комфортно для самого ребёнка – рассказываем в сегодняшнем материале.


Практические навыки правильного падения

Как отмечают учёные, в человеческом организме изначально заложена система самосохранения, которая даже бессознательно включается в самых сложных ситуациях. Однако для того, чтобы она заработала в полном объёме в процессе физического перемещения в раннем детстве, нужно уделить большое внимание развитию вестибулярного аппарата. Нередко даже зрячие дети второго года жизни при спотыкании о тот или иной предмет или неожиданном толчке падают ничком или на спину, ударяясь затылком о пол. Такие травмы бывают весьма опасны, поскольку могут привести к сотрясению мозга, переломам позвоночника и других костей. Избежать этого способно помочь умение группировать своё тело в момент падения, что, разумеется, приходит не сразу. Особенно важной подобная задача становится для ребят, лишённых зрения, т.к. повторить за взрослыми движения, усвоенные с помощью визуального опыта, они не могут, нуждаясь в специальном индивидуальном разучивании. Поэтому родителям и другим членам семьи однозначно стоит сосредоточиться на выполнении с незрячим малышом тренировок в игровой форме, актуализирующих работу вестибулярного аппарата на все 100%. С этой целью, как советуют тифлопедагоги, нужно ежедневно совершать следующие упражнения:

  • Поставив ребёнка на пол и обхватив одной рукой вокруг бёдер, а другой — под грудкой, слегка подталкивать его в область поясницы для того, чтобы он потерял равновесие и под контролем взрослого человека начал падать вперёд. Суть данного упражнения заключается в том, чтобы, летя вперёд, малыш научился инстинктивно касаться ручками пола, тем самым защищая себя от приземления прямо на лобик.

  • Фиксируя ребёнка под мышки и следя за тем, чтобы его ножки прямо стояли на полу, осторожно подталкивать его сначала под коленки, обучая садиться на попку, а затем и под попку, развивая навык падения назад, в данном случай малыш также должен научиться опираться на ручки и либо удерживать таким образом равновесие, либо падать на бочок.

  • Катание на качелях, закреплённых на одной подвеске и способных закручиваться. Эта забава способна помочь малышу группироваться в различных ситуациях, привыкая к быстрой смене положений, требующей и молниеносного реагирования. Аналогичного эффекта можно добиться и при совместном раскачивании ребёнка с родителем на больших качелях, в ходе которого взрослый даже сможет помочь ребёнку лучше понять, что ему нужно делать.

Использовать для развития вестибулярного аппарата можно и многие другие приёмы, направленные на активное включение в работу ручек, ножек и в целом всех мышц ребёнка, чтобы при падении он научился прижимать подбородок к груди и переносить вес всего тела на свободные конечности, которыми можно уберечь себя от большого удара. Главное — выполнять необходимые упражнения легко и весело, под шутки, считалочки, песенки и др., формируя у особенного малыша положительное отношение к любым переменам. Тогда и к самим падениям незрячий ребёнок станет относиться более позитивно, сосредоточившись не на проживании негативных эмоций, а на способах сохранения себя в целости и невредимости.


Читайте также:
Все статьи
  • 09.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: знакомство с миром
  • 02.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся ходить
  • 22.09.2023
    Обучение и воспитание незрячего ребёнка первого года жизни
  • 15.09.2023
    Особенности обучения детей с проблемами зрения
  • 13.09.2023
    Стимуляция зрения новорожденных незрячих детей