// Родителям незрячих детей
Обучение и воспитание незрячего ребёнка первого года жизни
Слепота, диагностированная у малыша в период новорожденности, к сожалению, является одним из главных факторов, сдерживающих его развитие. Для того чтобы компенсировать оказываемое им негативное воздействие, уже в течение первого года жизни ребёнка необходимо учитывать определённые особенности обучения и воспитания, благодаря которым серьёзного психофизического отставания удастся избежать. Как это сделать – расскажем в сегодняшнем материале.

Развитие незрячего малыша первого года жизни

Как отмечают специалисты, зрение играет важную роль в процессе становления таких жизненно важных функций организма, как внимание, координация движений, пространственное мышление и т.д. И хотя в первые месяцы жизни малыш познаёт окружающий мир в основном через ощущения вкуса, обоняния, контакта с его кожей и перемены положения, постепенно у него начинает проявляться фиксация взгляда на различных предметах, а затем и определение источника звука. Примерно к полугодовалому возрасту он осваивает управление своими руками под контролем собственных глаз. Естественно, ребёнок, не имеющий зрения, оказывается лишён подобных возможностей, что на практике оборачивается существенной задержкой развития его двигательной активности. Многие родители ошибочно считают, что преодолеть такое отставание невозможно, поскольку справиться с ним может только нормальное зрение. Учёными же давно доказано обратное. Если своевременно начать применять специальные приёмы обучения и воспитания, которые получили название коррекционных, то незрячий малыш ни в чём не будет уступать своему условно здоровому сверстнику, демонстрируя высокий уровень психофизического развития. Основывается же подобное коррекционное обучение на следующих рекомендациях:

  • Без зрения ребёнку достаточно сложно освоить даже элементарные осмысленные движения руками. Для того чтобы справиться с этими трудностями, ему нужно помогать захватывать предметы, находить игрушки, передавать их из одной ладошки в другую, нажимать кнопочки, тянуть за кольца и т.д. Совершая эти действия поначалу вместе со взрослым, малыш постепенно научится повторять их самостоятельно, вследствие чего в его мозгу закрепится определённый двигательный стереотип.

  • Часто у незрячих детей к 5-6 месяцам жизни начинают формироваться навязчивые движения (надавливания пальцами на глаза, ритмичные мотания головкой, подпрыгивания и т.п.), избежать которых можно, лишь обеспечив малышу постоянное вовлечение в продуктивную деятельность. С ребёнком нужно много играть, вместе изучать различные предметы и локации, читать сказки, детские стихотворения и т.д. Взрослому человеку следует сопровождать каждое действие, адресованное малышу, простыми, но ёмкими объяснениями, повышающими речевую активность развивающегося мозга. Обезопасить глазки ребёнка от ненужного контакта с его же собственными ручками можно с помощью очков. При этом важно помнить, что все вредные привычки гораздо легче победить на этапе их зарождения, чем бороться с ними впоследствии.

  • Самым важным источником информации для слепых детей является слух, а потому им нужно часто включать музыку, аудиокниги, детское радио и т.д. Всё это не только приведёт к развитию их словесно-логического мышления, но и будет способствовать освоению пространства, поскольку по местонахождению источника звука ребёнок начнёт учиться постепенно ощущать и объём самого помещения.

  • Для укрепления костно-мышечной системы ребёнка и повышения его несколько ограниченной двигательной активности очень важно делать ему массаж и выполнять с ним лечебную гимнастику. Чтобы не создавать себе дополнительных трудностей, связанных с необходимостью посещения специалистов и оплаты их услуг, главные приёмы классических методик и того, и другого лучше всего освоить самостоятельно и проделывать их с малышом регулярно. Тем более, что ничего сложного в них нет.

Во всём остальном развитие слепого малыша первого года жизни практически идентично аналогичным процессам у его условно здорового сверстника. Главные расхождения, конечно, проявятся гораздо позже, однако родителям важно знать, что практически все проблемы решаемы, если подходить к ним с конструктивной точки зрения и не жалеть времени на освоение новых навыков. Отсутствие зрения хотя и является тяжёлой формой инвалидности, но при прохождении необходимой психосоциальной реабилитации позволяет вести максимально полноценную жизнь, обеспечить которую совместными усилиями родителей, педагогов, медиков и, конечно же, самого ребёнка, вполне возможно.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 30.01.2024
    Детские игрушки для незрячих
  • 14.12.2023
    Беременность и потеря зрения: 5 мифов о незрячих мамах
  • 14.10.2022
    Как незрячие люди "смотрят" фильмы?
  • 05.09.2022
    Игры с незрячими и слабовидящими детьми
  • 28.02.2022
    Как незрячие дети познают мир?