// Дети с особенностями развития
Игры с незрячими и слабовидящими детьми

Не секрет, что игра – это важнейший способ освоения окружающего мира для нормального взросления каждого человека. Особую значимость данный вид деятельности приобретает, когда речь идёт о  развитии детей с  ограничениями по зрению, поскольку именно он позволяет формировать правильное представление о различных предметах, их свойствах и возможностях.  Как и с чего следует начинать налаживать игровой процесс для ребят, полностью или частично утративших способность видеть, – расскажем прямо сейчас.


Полезные рекомендации

Если нарушения зрения были диагностированы ещё при рождении, то учитывать их для обеспечения полноценного психофизиологического развития необходимо практически сразу. Знакомство особенного малыша с первыми игрушками и погремушками должно происходить в том же возрасте, что и у его условно здоровых сверстников (примерно в 3-4 месяца), однако делать это нужно немного иначе. При этом важно понимать, что форму предметов ребёнок воспринимает не глазами, а руками. Потому как именно с ними можно играть, ему следует показать. Лучше всего, если первые игрушки будут иметь какое-либо звучание, способное привлечь внимание малыша. Каждый предмет, предназначенный для игры, незрячему ребёнку необходимо давать в ручки, осторожно показывая его же пальчиками всю фактуру с выделяющимися деталями и знакомя с теми действиями, которые требуется совершить, чтобы встроенный механизм (если он есть) заработал: послышался звук, начали вращаться колёса, зашевелились лапки и т.д.

Одной из ключевых особенностей обеспечения полноценного игрового процесса для незрячих и слабовидящих детей является наличие большого количества игрушек, различных по форме, размеру и выполняемым функциям. Развитию тактильного восприятия будут способствовать машинки с открывающимися дверями, чётко прощупываемыми колёсами, багажником и капотом, фигурки животных с отчётливо выделяющимися частями тела и т.д. Главное, чтобы игрушка была приятной и понятной на ощупь.

По мере взросления ребёнка приобщать его можно и к взаимодействию с игрушечными музыкальными инструментами: пианино, барабанами, дудочками и др. Их форму и принцип работы тоже сначала придётся показать. Ребёнку нужно будет помочь совершить необходимые действия (нажать клавишу, ударить по резонатору и т.п.), чтобы он осмыслил их суть, запомнил последовательность, а затем и научился играть с ними самостоятельно.

Некоторые незрячие и слабовидящие дети в раннем возрасте не любят мягкие или металлические игрушки. Однако, как уверяют тифлопедагоги, это не должно вызывать никаких опасений. Причиной подобного поведения может быть немного обманчивое первое тактильное ощущение, которое оказалось неприятным. Став немного старше, они обязательно попросят родителей купить им и плюшевых зверушек, и, к примеру, железный молоточек, и оловянного солдатика.

Не стоит расстраиваться и в том случае, если незрячий малыш не захотел сразу играть с новой игрушкой и даже начал её отталкивать. В этом случает знакомство с ней лучше просто несколько отложить, и спустя хотя бы 3-4 часа возобновить снова, но уже иначе, рассказав об интересных свойствах демонстрируемого предмета: «Это паровозик, потрогай его, он тянет много вагончиков, перевозя разные грузы».

Важно учесть, что и мальчиков, и девочек с нарушениями зрения примерно с 2 лет необходимо знакомить с куклами, поскольку именно эти игрушки дают наиболее полное представление о том, как выглядят люди. Для этого следует подобрать максимально правдоподобные (не мультяшные) экземпляры и научить ребёнка одевать их, кормить, укладывать спать и т.д. Мальчиков лучше приобщать к игре с куклами, одетыми в мужской наряд, а девочек – в женский. Так ребёнок быстрее усвоит базовые действия, которые взрослые люди совершают каждый день, а кроме того, научится доброму отношению к окружающим.

Обязательно нужно играть с незрячими детьми и в интеллектуальные, развивающие игры: «Съедобное-несъедобное», «Третий лишний» и т.д. Первая из них позволит быстрее понять, как происходит категоризация предметов, запомнить, что стул относится к мебели, платье – к одежде, кружка – к посуде, каша – к еде. Игра «Третий лишний», суть которой сводится к выбору из трёх предметов одного, максимально на них непохожего, поможет научить сравнивать вещи между собой и находить нужную. Для неё можно использовать, к примеру, фигурки животных (2 слоника, 1 лошадка) или даже фрукты и овощи (2 апельсина, 1 банан) и др.

Для ежедневных игр незрячим детям лучше всего выделить особую игровую зону, где всё будет находиться на своём месте, чтобы малыш сам мог достать то, что ему интересно. Это позволит не только повысить самостоятельность ребёнка, но и научить его навыкам поддержания порядка.

Следует активно использовать для полноценного развития незрячих и слабовидящих детей адаптированные игрушки: звуковые мячи, шахматы и шашки с тактильными обозначениями и т.д. Всё это поможет сформировать достоверное представление о параметрах локализации различных объектов, а также улучшить аналитическое мышление.

В целом же родным и близким малышей с нарушениями зрения главное помнить, что такие дети, как и их условно здоровые сверстники, могут и любят играть, просто для этого им требуется чуть больше внимания и участия со стороны взрослых. Время же, потраченное на совместную игру с ребёнком, уже в ближайшем будущем принесёт достойные плоды, позволив ему стать полноценной, интеллектуально развитой личностью, удивляющей окружающих своей сообразительностью и эрудицией.

Товары в нашем каталоге