// Потеря зрения
Как незрячие дети познают мир?

У слепых (незрячих) детей имеются серьезные нарушения зрения, зрительные ощущения у них отсутствуют, есть остаточное зрение или светоощущение.


Потеря способности видеть накладывает отпечаток на характер ребенка, его чувственный опыт, эмоционально-волевую сферу. Слепые дети с трудом познают мир, испытывают определенные сложности в учебе. Что касается высших познавательных процессов, следует отметить, что развиваются они отлично, доминирует абстрактное мышление.

Под компенсацией слепоты понимается гармоничная система важнейших компонентов (интеллектуальных, моторных, сенсорных), которые отвечают за отражение внешнего мира.

Ключевым фактором ориентировки является звук, обоняние, осязание. У незрячих детей настолько хорошо развито шестое чувство, что они без проблем замечают предметы на расстоянии, цвет различают с помощью осязания.

Сфера общения у особенных малышей сужена, присутствует вербализм. Внимание снижено, интересы пассивные, наблюдается рассеянность.

Роль родителей в познании мира незрячими детьми

С самого рождения слепые дети невероятно чувствительны к воздействиям взрослых людей — тех, кто осуществляет за ними уход. Для младенца важны все прикосновения, очень значимы ласки. Вот почему движения мамы и папы обязательно должны быть нежными, уверенными, неторопливыми, спокойными. Любой резкий или неуверенный жест может привести ребенка в состояние тревоги, что станет причиной его плача, беспокойства.

Маленькие дети хоть и не понимают значения слов, но прекрасно чувствуют, в каком тоне общаются и обращаются взрослые. Со своими малышами мамы должны разговаривать нежно всегда: во время переодевания, кормления, занятий, прогулок и пр. И, что не менее важно, важно сразу же откликаться на попытку малыша пообщаться: когда ребенок гулит, делает какие-то движения или просто прислушивается, не двигаясь.

Основные проводники в интересный окружающий мир для слепых

Как было отмечено ранее, незрячие дети познают мир через следующие органы чувств:

Осязание

Руки действительно заменяют глаза (зрение). Ведь именно с их помощью малыши знакомятся с предметами, которые их окружают. Поэтому нужно поощрять желание крохи использовать свои ручки, разрешать ему исследовать разные предметы, игрушки, материалы. Демонстрируя предметы, необходимо управлять ручками малыша, рассказывать ему о вещи в деталях: о цвете, форме, предназначении предмета и пр. При этом взрослый должен находиться за спиной маленького исследователя. Конечно, важно предупреждать об опасных предметах.

Слух

С помощью этого органа незрячие дети учатся реагировать на раздражители, соотносят их с окружающими предметами. Так происходит организация поведения. Когда взрослый разговаривает с малышом, он должен обращаться к нему по имени, должен обязательно сказать, кто с ним разговаривает. И перед каждым прикосновением, действием, нужно озвучивать, что собираетесь сделать, чтобы не испугать ребенка. Очень важно научить малыша на слух определять, куда игрушка исчезла, куда она упала, как переставлена мебель и пр.

Побуждая слепого ребенка к диалогу, к полноценному общению, взрослые обеспечивают активность столь важной речевой деятельности малыша, что является частичной компенсацией отсутствия зрения.

В познании мира слепым детям помогают музыкальные произведения, подвижные игры, всевозможные звуковые игрушки, специальные тактильные книги (их можно найти в библиотеках для незрячих), компьютер, шрифт Брайля. В интернете можно скачать тифлокомментарии к мультикам. Речь идет о сообщениях, которые информируют о событиях, которые происходят на экране: к примеру, они дают описание внешнего вида персонажа, сообщают, что он делает и пр.

Рисуют незрячие дети так же, как и играют, — на ощупь. Есть специальная бумага для них и острые предметы, благодаря которым можно отследить линию и без проблем закрасить пространство внутри контура краской/мелом.

Примерно с 10 лет особенные дети начинают осваивать компьютерные игры.

Вне зависимости от того, как проходят занятия с особенными малышами, задача взрослых: воспитать у ребенка полное доверие к окружающему миру.