Особенности обучения детей с проблемами зрения
Зрение – важнейший сенсорный анализатор, с помощью которого мы получаем 90% информации об окружающем мире. Его роль в процессе обучения и развития огромна. О том, как обеспечить полноценное становление личности детям, чья зрительная функция частично или полностью утрачена, рассказываем в сегодняшнем материале.
Основные принципы коррекционного обучения
Термин «коррекционное обучение» используется в педагогической литературе для обозначения целенаправленной учебной деятельности, в ходе которой процесс получения знаний полностью адаптируется к особенностям здоровья учеников, компенсируя отсутствующие у них возможности специально разработанными методиками и соответствующим оборудованием. Если раньше такой подход использовался лишь в специализированных школах для представителей конкретных нозологий, то сейчас его принципы начинают применяться и в обычных учебных заведениях в рамках выстраиваемого инклюзивного образования.
Определяющее значение в подборе эффективных алгоритмов обучения незрячих и слабовидящих ребят имеет степень их остаточного зрения. Если оно равно нулю, и ребёнок считается тотально слепым, то упор, безусловно, делается на работу с сохранными анализаторами (осязательным и слуховым). В случае же, когда небольшой процент зрения всё-таки есть, обучение можно производить с его использованием, естественно, в щадящем режиме. Следовательно, и методики развития ребят с проблемами зрительной системы будут различаться.
В частности, при обучении незрячих детей необходимо учитывать такие их особенности, как часто встречающееся отсутствие визуального опыта, нарушение в формировании связей между словами и значениями, склонность к навязчивым движениям, недостаточно развитая координация и коммуникативная активность. Не имея представления о том, как выглядят многие предметы, такие ребята часто не могут правильно сопоставить с ними их словесные названия, не понимая, о чём говорит взрослый. Не ориентируясь в незнакомом пространстве, вместо уверенной походки они могут демонстрировать топтания или прыжки на одном месте, кажущиеся не вполне адекватными людям, никогда не сталкивавшимся с данной нозологией. Кроме того, очень часто отсутствие представления об обычной мимике и других способах невербальной коммуникации приводит к тому, что эти виды активности у слепого ребёнка не формируются должным образом. К примеру, некоторые уже взрослые незрячие люди рассказывают, что в детстве, когда им было стыдно, они начинали улыбаться или смеяться, а это учителями расценивалось как демонстрация неуважения. Поэтому для того, чтобы скорректировать подобные психофизические нюансы, нужно использовать особые методы обучения, к числу которых относятся:
- развитие правильных представлений об окружающих объектах путём сочетания словесных объяснений с опытом осязательного восприятия;
- выработка навыков ощупывания предметов, в т.ч. игрушек, руками (лучше всего сразу обеими), начиная со знакомой части (чашечки цветка, головки животного и др.) и постепенно переходя к ещё не известным деталям (стеблю, листьям, спинке, хвосту, лапкам и т.д.);
- освоение малого пространства (рабочего стола в комнате, квартире или школе);
- формирование умения общаться, слушать собеседника и отвечать ему.
Понятно, что для реализации даже этого далеко не полного перечня алгоритмов коррекционного обучения требуются время и особые условия. Однако ускорить темпы развития ребёнка можно и совместными усилиями родителей и учителей. К примеру, если мама и папа не будут скупиться на подробные словесные описания окружающих объектов (деревьев, тротуаров, стен зданий, домашней мебели, посуды и т.д.), стараясь научить ребёнка передвигаться самостоятельно там, где это наиболее безопасно, то и его кругозор начнёт формироваться гораздо быстрее. Полезно также и заучивать с ребёнком детские стихотворения наизусть, читать ему сказки, рассказы и повести вслух и т.п. Хорошим подспорьем послужат и различные виды рукоделия: лепка из глины, пластилина, поделки из бумаги, собирание конструкторов и т.д.
Фактически всё, что будет направлено на компенсацию отсутствующего у ребёнка зрения посредством перераспределения информативной нагрузки на другие сохранные анализаторы, положительно скажется на его развитии. Главное – сделать малыша полноценным участником когнитивно-коммуникативного пространства и привить ему осмысленное отношение к своим словам и действиям.
Что же касается детей слабовидящих, то здесь задача несколько упрощается. Их зрение хотя и значительно нарушено, но всё-таки может быть использовано в процессе обучения, а значит, и визуальный опыт у них есть. Коррекционное обучение таких ребят должно быть основано на щадящем взаимодействии с глазами, которые, по рекомендациям специалистов, можно напрягать не более двух раз за урок в течение 5 минут. Конечно, каждый случай индивидуален, и эти нормы могут быть изменены, однако цель сохранения остаточного зрения на том же уровне должна быть определяющей. Поэтому развивая и накапливая зрительный опыт, слабовидящие учащиеся также должны увеличить нагрузку на слуховой анализатор, тренируя тем самым память и словесно-логическое мышление.
Таким образом, важно понимать, что и незрячий, и слабовидящий ребёнок может стать интеллектуально развитой личностью, если источники его когнитивного обогащения просто сделать доступными. Когда в стремлении адаптировать процесс обучения и развития к потребностям такого ученика объединяются все его близкие – то результат не заставляет себя долго ждать, приятно удивив всех, к нему причастных.