// Дети с особенностями развития
Как подготовить незрячего ребёнка к первому классу?

Начало обучения в школе – это отправная точка очень значимого этапа становления личности, быть готовым к которому на все 100% нужно как физически, так и психологически. Как сделать данный процесс наиболее комфортным и безболезненным для незрячего малыша – рассказываем в сегодняшнем материале.


Идеальный возраст для зачисления в первый класс

Как отмечают тифлопедагоги, возраст, при котором ребёнка, лишённого зрения, можно отдавать в школу, ничем не отличается от общепринятого ценза для его условно здоровых сверстников. Естественно, необходимо понимать, что у каждого малыша могут быть свои индивидуальные особенности, даже не связанные с инвалидностью, и из-за них начало школьного обучения может сдвигаться как вперёд, так и назад. В среднем в первый класс детки идут в возрасте 7-8 лет, что полностью должно быть соблюдено и в отношении ребят с инвалидностью по зрению. Принять более правильное решение относительно того, насколько конкретный ребёнок окреп физически и психически для поступления в школу, помогут специалисты, обратиться за консультацией к которым единогласно советуют и все тифлопедагоги.

Базовые принципы дошкольного развития

Родителям незрячего ребёнка важно знать, что процесс его адаптации к школе пройдёт намного быстрее и легче, если в раннем возрасте он получит всё необходимое развитие. Это предполагает главным образом овладение базовыми навыками самообслуживания: к 7 годам незрячий малыш должен уметь самостоятельно ходить в туалет, есть, пить, одеваться и раздеваться, знать расположение своих вещей, поддерживать порядок, а также обладать элементарными представлениями об окружающем пространстве. Для этого тифлопедагоги, да и сами родители незрячих детей советуют приучать ребёнка к самостоятельному выполнению различных действий, не боясь того, что он не справиться, поскольку в противном случае для него велик риск вырасти полностью зависимым от окружающих без надежды на самореализацию. Передвигаясь с незрячим малышом по зданию или улице, мамам и папам полезно описывать ему окружающие предметы, давая потрогать то, что возможно. Это расширит его кругозор и поможет обрести смелость и уверенность в своих силах.

Важным аспектом подготовки к школе является и интеллектуальное развитие. Ребёнку необходимо много читать вслух, с ним важно учить наизусть детские стихотворения и песенки, собирать конструкторы, лепить из пластилина, делать различные фигурки из бумаги и т.д. Овладение любым видом активности будет способствовать правильному формированию здоровой личности, живо интересующейся жизнью и интересной для окружающих.

Что касается обучения письму и чтению, то самостоятельно изучать с ребёнком шрифт Брайля, если никому из родителей он не был известен ранее, тифлопедагоги не рекомендуют, поскольку впоследствии, возможно, придётся переучиваться, что само по себе нежелательно. Символы рельефно-точечной азбуки с незрячими ребятами успешно освоят в школе учителя. Однако знакомить ребёнка с тактильными картинками, прибором, грифелем, клеткой для письма, брайлевскими тетрадями и книгами очень даже полезно, т.к. это позволит ему заранее получить представление о письменных принадлежностях, а заодно и пробудит желание их освоить.

Рабочее место для незрячего ученика

В домашних условиях, конечно же, следует оборудовать рабочее место для слепого первоклассника. Для этого, согласно рекомендациям специалистов, стоит обзавестись партой, причём лучше всего с высокими бортиками, чтобы вещи как можно реже падали вниз. Далее однозначно понадобятся брайлевский прибор, грифель, тетради, а впоследствии и учебники. Тифлопедагоги также советуют установить рядом с партой полку, на которой в вертикальном положении смогут помещаться книги, напечатанные шрифтом Брайля: складывать их прямо на пол крайне нежелательно для сохранения качества текста. Если первое время школьнику будет кто-то помогать с выполнением уроков (например, мама или папа), то следует позаботиться и о том, чтобы рядом с партой можно было удобно разместиться взрослому зрячему человеку.

Позитивный настрой

Едва ли не самое важное, что должны сделать родители незрячего ребёнка, – это сформировать у него и у себя положительное отношение к предстоящему поступлению в школу. Тифлопедагоги настаивают на том, что малышу нельзя говорить: «Тебе скоро в первый класс, как ты там будешь, как сможешь находиться сам?..» Вместо этого лучше сказать: «Как здорово! Ты идёшь в первый класс, впереди столько интересного, ты узнаешь много нового, найдёшь друзей, всему научишься!..»

В последние недели перед началом учебного года лучше не загружать будущего первоклассника чтением книг и повторением всего уже пройденного, а напротив, стоит хорошенько с ним отдохнуть: съездить в путешествие, выбрать красивую школьную форму, посетить тифломагазин и приобрести понравившиеся ему принадлежности. Всё это поможет пережить положительные эмоции, воспоминание о которых станет прекрасным стимулом для ожидания летних каникул и поощрения к усердному обучению.

Главное – ничего не бояться! Новый путь – это всегда радость, поскольку движение и есть сама жизнь.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 04.12.2023
    Где воспитывать лучше: дома или в детском дошкольном учреждении?
  • 11.09.2023
    Как помочь адаптироваться к школе незрячему ребёнку?
  • 23.05.2023
    Принадлежности для обучения незрячего ребёнка в школе
  • Один день из жизни детей в немецкой школе для слепых и слабовидящих