// Родителям незрячих детей
Где воспитывать лучше: дома или в детском дошкольном учреждении?

Обеспечение незрячему ребёнку максимально полноценного развития в дошкольный период – задача, с которой неизбежно придётся столкнуться всем родителям. Конечно, право выбора наиболее подходящих условий и методов для его воспитания остаётся за мамой и папой, однако исходить при решении этого вопроса следует из объективных факторов. Каких именно – расскажем в сегодняшнем материале.


Плюсы и минусы домашнего воспитания

Понятно, что зоной наибольшего комфорта для незрячего малыша является его дом. С внутренним жилым пространством ребёнок уже хорошо знаком, знает, где что лежит, и привык к практически постоянному нахождению рядом кого-то из близких. Это, по сути, и составляет главное преимущество взросления в домашних условиях. Вместе с тем наряду с безусловными достоинствами подобной модели воспитания, есть у неё и не менее существенные минусы. К их числу, прежде всего, следует отнести отсутствие достаточного общения со сверстниками, замедленное развитие навыков самообслуживания, усиление психологической зависимости от родных и риск появления вторичных отклонений в развитии. Хорошо, если родители уже достаточно подготовлены с педагогической точки зрения, чтобы обращать должное внимание на все аспекты взросления малыша, корректируя возникающие недочёты, однако в большинстве случаев имеющихся знаний у мамы и папы недостаточно для того, чтобы справиться со всеми сложностями самостоятельно.

Плюсы и минусы воспитания в дошкольном учреждении

Для квалифицированной помощи родителям в воспитании незрячего ребёнка и существуют специализированные дошкольные учреждения, сотрудники которых имеют необходимый уровень компетентности для решения подобных задач. Такие коррекционные детские сады обычно функционируют в тесном сотрудничестве с офтальмологическими клиниками, библиотеками для слепых и слабовидящих, спецшколами и т.д. В их штате обязательно должны быть специалисты, имеющие тифлопедагогическое образование и умеющие взаимодействовать с детьми, полностью или частично лишёнными зрения. Кроме того, в помещениях подобных учреждений, как правило, создаются все необходимые условия для пребывания там особенных малышей. Чаще всего приводить в них ребёнка можно не только на день, но и на ночь, поскольку большинство специализированных садиков работает в круглосуточном режиме. Главными преимуществами воспитания в детском дошкольном учреждении являются приобретение малышом навыков освоения незнакомого пространства, возможность общаться со сверстниками, обучение под контролем профильных специалистов и т.д. Хотя чаще всего группы в таких детских садиках небольшие (10-15 человек), этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы ребятишки учились взаимодействовать друг с другом и совершенствовать свои коммуникативные навыки. Кроме того, опытные воспитатели способны выявить у малыша вторичные нарушения, к примеру поведенческого характера, и знают, как их устранить.

Тем не менее, есть у подобной модели воспитания и свои отрицательные стороны: отрыв от семьи, длительное пребывание вне дома, недостаточный уход при наличии дополнительных проблем со здоровьем.

Помимо этого, во многих не столь крупных населённых пунктах специализированные детские садики могут просто отсутствовать, что создаёт дополнительные сложности для родителей. При таком сценарии развития событий можно попробовать определить незрячего ребёнка и в обычное дошкольное учреждение, т.к. в соответствии с законодательством РФ принимать детей-инвалидов должны везде. Однако столкнуться, вероятно, придётся с отсутствием в обычном дошкольном учреждении необходимых условий и подготовленного персонала. Своё не вполне адекватное отношение к слепому малышу могут выказать также другие дети и их родители. Поэтому на такой шаг целесообразно решаться лишь в том случае, если вы на 100 % уверены, что вашему особенному ребёнку там будет хорошо.

Конечно, ключевое значение при определении того, где и как будет воспитываться незрячий дошкольник, имеет его индивидуальное состояние. Причём исходить следует из степени здоровья и развития как физического, так и психологического. Если малыш достаточно крепок, активен, не боится оставаться без мамы и папы и не имеет дополнительных заболеваний, то его вполне можно попробовать отдать в детский сад: разумеется, лучше всего только на день, забирая домой после работы. Однако в случае, когда ребёнок физически ослаблен, неуверен в себе, страдает и другими патологиями, его, вероятнее всего, целесообразно будет оставить дома, под присмотром кого-нибудь из родных. При этом однозначно стоит попытаться установить контакты с ближайшим специализированным дошкольным учреждением, которое станет можно посещать хотя бы иногда как для консультации со специалистами, так и для совместного времяпрепровождения ребёнка с другими незрячими или слабовидящими детьми. Универсального рецепта лучшего воспитания нет, в каждой конкретной ситуации придётся искать свой оптимальный вариант. Главное не пытаться сделать это исключительно самостоятельно, а смело связываться с сотрудниками коррекционных образовательных учреждений, специальных библиотек и т.д. Совместными усилиями нужное решение обязательно будет найдено, и ваш малыш сможет пережить все радости золотого детства, даже несмотря на проблемы со зрением.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 08.02.2021
    2021 год: семьи с детьми-инвалидами получат увеличенные выплаты
  • 02.08.2015
    Детские развивающие игрушки для реабилитации и адаптации детей с ОВЗ
  • Игрушки для детской реабилитации
  • Взрослые рассказы незрячих детей