// Дети с особенностями развития
Как помочь адаптироваться к школе незрячему ребёнку?

Стать первоклассником для ребёнка с тяжёлыми нарушениями зрения – такое же большое событие, как и для его условно здоровых сверстников. С той лишь разницей, что приспособиться к новым условиям ему, в силу имеющихся ограничений, гораздо сложнее. Как сделать этот процесс более лёгким и быстрым – рассказываем в сегодняшнем материале.


Особенности обучения ориентировке внутри здания школы

Главные трудности адаптации незрячих детей к школе заключаются в необходимости освоения нового пространства, в котором важно научиться уверенно ориентироваться и передвигаться. Это, разумеется, предполагает и начало взаимодействия с большим (чем дома) количеством людей, среди которых будут преподаватели, одноклассники, другие сотрудники образовательного учреждения и т.д. Значительно облегчить процесс привыкания к школе может грамотная расстановка акцентов и правильная помощь в преодолении сложностей. Начать, прежде всего, следует с непосредственного знакомства ребёнка с тем специалистом, который станет выполнять роль главного организатора его учебного процесса и вместе с тем хотя бы временного помощника. Незрячий первоклассник должен запомнить, как этого человека зовут и каким образом его можно найти. Взаимодействовать с подобным специалистом незрячему ребёнку, вероятнее всего, понадобиться часто и много, поэтому ему следует быть в постоянной доступности для особенного ученика. Затем важно уделить должное внимание освоению главных маршрутов передвижения: гардеробная – класс – туалет – холл – столовая и т.д. Незрячему школьнику важно научиться безошибочно находить входы в помещения и нужные объекты внутри них: парты, скамейки, раковины и т.п. Причём взрослым не стоит забывать о том, что двери в кабинеты должны быть либо открыты полностью, либо закрыты, поскольку, когда они распахнуты наполовину, о них легко удариться, споткнуться и даже упасть. Обязательным условием успешного освоения здания школы является поддержание порядка в расположении всех вещей. Каждый предмет должен находиться на своём месте, а если его дислокация была изменена – то об этом следует уведомить учеников, не имеющих зрения. В помещениях, которыми пользуются такие дети, нельзя бросать посреди дороги вёдра, тазы, стремянки и любые другие предметы, о которые можно споткнуться. Данное правило распространяется и на объекты подвесного характера. Только в том случае, если каждая вещь будет присутствовать на своём привычном (чётко определённом) месте, взаимодействие с ней, да и вообще нахождение в школе станет безопасным для учеников с серьёзными нарушениями зрения. При этом важно помнить, что и они сами должны также учиться поддерживать заведённый порядок.

Особенности коммуникативного взаимодействия

Залогом по-настоящему плодотворного обучения является и выстраивание правильного общения, краеугольным камнем которого выступает отчётливое понимание того, что незрячий ребёнок – это такая же полноценная (хотя и ещё только формирующаяся) личность, как и его «обычный» ровесник. Это подразумевает и проявление соответствующего к нему отношения. К ученику без зрения всякий раз при необходимости следует обращаться напрямую, даже если рядом с ним находятся его родители, поскольку говорение в его присутствии о нём же самом в третьем лице приведёт только к порождению отчуждения. Называть незрячего ребёнка по имени следует чаще, т.к. именно это будет способствовать привлечению его внимания. Важно также следить и за тем, чтобы ученик, не имеющий зрения, не отворачивался и не отходил в сторону в момент беседы с ним: подобное поведение будет свидетельствовать, скорее всего, о том, что в разговоре он не участвует, обращённые к нему слова может не воспринять, а такая привычка впоследствии способна привести к формированию не вполне адекватного межличностного взаимодействия.

При встрече с незрячим ребёнком взрослый должен обратиться к нему первым, после приветствия назвав своё имя и отчество. Запомнить множество новых людей по голосам у детей с тяжёлыми нарушениями зрения получается не сразу, а следовательно, идентифицировать себя подобным же образом зрячим окружающим придётся, вероятнее всего, не один раз.

Сопровождая незрячего ребёнка при его перемещении из одного помещения в другое, ни в коем случае не следует тянуть его за собой за руку или толкать впереди себя. Человек без зрения – такой же участник всех повседневных процессов, как и все остальные, а потому идти он может совершенно самостоятельно, держа сопровождающего под руку или следуя его словесным подсказкам.

Конечно, на первых порах зрячим взрослым необходимо взять на себя и роль тифлокомментатора, описывающего школьные кабинеты и коридоры. Однако здесь очень важно давать чёткие, лаконичные пояснения, не перегружая их излишними подробностями, которые могут только сбить с толку.

Самой же главной коммуникативной составляющей адаптации незрячего ребёнка к школе является доброжелательность и дружелюбие окружающих, которые помогут особенному первокласснику почувствовать себя по-настоящему комфортно, пробудив в нём истинное желание учиться и развиваться.

Как подготовить незрячего малыша к обучению в школе?

Ещё одним очень важным нюансом выступает и интеллектуально-психологическая подготовка будущего первоклассника с ограничениями по зрению к школьному обучению. Родителям и преподавателям дошкольных образовательных учреждений (если ребёнок их посещает) следует начать учить с ним алфавит (хотя бы саму последовательность букв на слух), основы элементарного счёта, детские стихотворения. Помните, чем больше ребёнок будет знать считалок, сказок, игр и т.д., тем легче он сможет адаптироваться к новым условиям. Широкая эрудиция и высокий интеллект – важнейшие факторы полноценного развития незрячих детей, нозология которых сама по себе сужает их познавательные возможности. Помочь компенсировать подобные ограничения и должны действительно любящие зрячие взрослые.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 04.12.2023
    Где воспитывать лучше: дома или в детском дошкольном учреждении?
  • 23.05.2023
    Принадлежности для обучения незрячего ребёнка в школе
  • 04.02.2016
    Оборудование детских садов, школ для незрячих детей
  • Один день из жизни детей в немецкой школе для слепых и слабовидящих
  • Amigo – значит друг. FМ-системы лучшее техническое решение для школ.