Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся ходить
День, в который малышу, ко всеобщей радости, наконец-то исполнится годик, знаменует собой начало нового, ещё более важного периода взросления, об особенностях которого лучше всего узнать заранее. Как обеспечить незрячему ребёнку максимально полноценное развитие в это время – расскажем в сегодняшнем материале.
Достижения и перспективы
Ко второму году жизни условно здоровый малыш обычно уже умеет держать голову, переворачиваться с боку на бок, сидеть, различать родных по голосам, реагировать на их появление, играть с игрушками, гулить, стоять, а иногда даже ходить. Почти все эти действия должен освоить и ребёнок, не имеющий зрения, с той лишь разницей, что начать ползать и ходить он может позже своих зрячих сверстников. Как отмечают специалисты, здесь нет ничего страшного, поскольку причиной подобной задержки развития является отсутствие зрительного опыта, позволяющего здоровым детям совершать те или иные движения, подражая взрослым. Научить незрячего малыша правильно двигаться можно, начав с ним заниматься и контролируя в буквальном смысле каждый его шаг. Так, сперва лишённого зрения кроху следует научить стоять с поддержкой, ползать, помогая ему делать нужные движения ручками и ножками, а затем и шагать, перераспределяя вес собственного тельца с пятки на носок и удерживая равновесие. При этом важно следить, чтобы малыш совершал полноценные шаги, а не маленькие несмелые шажочки, и ставил стопы правильно. Стимулировать его к движению можно с помощью интересного источника звука, а для слабовидящих деток – ещё и света.
По уверениям тифлопедагогов, может случиться и так, что уже начавший ходить слепой ребёнок вдруг бросит это делать и вновь вернётся к передвижению по квартире на руках взрослого. Пугаться и здесь не следует, причиной этого нередко становится появление в доме незнакомых людей или негативный опыт от самостоятельного перемещения (ушибы, падения, ссадины и т.д.). Малыш всё равно вернётся к отвергнутой лишь на время активности, что можно ускорить, посадив его в манеж или начав играть с ним на полу в игры, требующие его самостоятельного передвижения.
Некоторые родители незрячих детей отмечают, что в определённый период своего развития их ребёнок больше прыгал на одном месте, чем ходил. Подобные проявления активности, конечно, нельзя считать полностью позитивными, поскольку они часто ведут к развитию навязчивых движений. Однако справиться с ними лучше всего посредством установления вызвавшей их причины и её устранения: к примеру, нередко к подобным проявлениям приводит дезориентация в пространстве или страх травмироваться при изменении положения. В любом случае малыша потребуется поощрять к более интенсивному самостоятельному передвижению, спокойно и терпеливо объясняя ему, что вокруг нет ничего опасного, он нигде не упадёт и не ударится.
Кроме того, следует иметь в виду, что многие незрячие дети чувствуют себя неуютно в абсолютной тишине, испытывая страх одиночества и беспомощности, заставляющий их иногда буквально замирать на одном месте, пытаясь изучить помещение при помощи эха. Так, по словам папы одного слепого малыша, они с женой долго не могли понять, почему с виду абсолютно спокойный ребёнок, оставшись один, вдруг издаёт пронзительный крик, не проявляя никаких других признаков беспокойства. Только после пристального наблюдения за ним в течение нескольких дней они пришли к выводу о том, что малыш таким образом исследует окружающее пространство. Впоследствии это подтвердил и он сам, став уже совсем взрослым человеком и признавшись, что в детстве часто боялся быть в одиночестве из-за дискомфорта от полной тишины.
Для устранения подобных негативных ощущений незрячему ребёнку можно на небольшой громкости включать радио, телевизор, музыкальный проигрыватель и т.д., откуда будут звучать добрые песни, мультфильмы, сказки, давая ему ощущение тепла и покоя.
При появлении трудностей в обучении слепого малыша самостоятельному передвижению и ориентации в пространстве лучше всего обратиться к специалистам. Ими могут быть тифлопедагоги, сотрудники реабилитационных центров, коррекционных дошкольных учреждений, специализированных библиотек и т.д. Помните, что ходить незрячий малыш обязательно будет, но родителям очень важно сформировать у него самое главное – позитивное отношение к этому процессу, которое может появиться, только если кроха будет окружен подлинным теплом и заботой.