// Родителям незрячих детей
Родился незрячий ребёнок: что теперь?

Дети – это, действительно,  цветы жизни, и их появление – огромное счастье для семьи. Но что делать, когда малыш рождается с тяжёлыми ограничениями по здоровью или приобретает их в первые годы жизни? Об этом и многом другом – расскажем в сегодняшнем материале.


Принятие инвалидности

Как утверждают психологи, родители, столкнувшиеся с инвалидностью своего ребёнка, должны пройти довольно длительный период адаптации к случившемуся, только после которого может начаться всесторонняя реабилитация. 

Обычно выделяется примерно 4 стадии, к которым относятся шок, гнев или отрицание, депрессия и начало принятия

1
На первом этапе мамы и папы переживают острое стрессовое состояние, вызванное трагической новостью. Страх, отчаяние, непонимание того, как жить дальше, – это ещё далеко не вся гамма эмоций, которую приходится проиграть на себе родителям. Вину за инвалидность малыша нередко они совершенно безосновательно проектируют на себя, а от этого становится только хуже. Если в такой момент не будет поддержки со стороны, мамы и папы, весьма вероятно, замкнутся в себе, отдалившись и от друзей, и от близких родственников.

2

На второй стадии отчётливо проявляется стремление не замечать обнаружившихся проблем путём всяческого абстрагирования от них, что в конечном итоге способно значительно тормозить поиски их решений. 

3

Третий этап знаменуется наступлением тихой печали, которая оказывается следствием сильной депрессии. Без необходимой помощи она может длиться довольно долго. 

4

И, наконец, лишь четвёртая стадия олицетворяет начало выхода из кризиса и первые попытки адаптироваться к новым условиям жизни. Чем раньше начнётся этот этап, тем меньшую психологическую травму получат ребёнок и его родители.

Как уверяют тифлопедагоги, ускорить процесс принятия инвалидности малыша способно правильное понимание сложившейся ситуации, которое иногда не достижимо без помощи специалистов. Родителям особенного ребёнка очень важно чётко осознавать, что его нарушения здоровья – это не конец света, а просто новые обстоятельства, приспособиться к которым получится обязательно. Несмотря на полное или частичное отсутствие зрения, ребёнок непременно сможет стать успешным самостоятельным человеком, не только усвоив базовые навыки самообслуживания, но и реализовавшись как личность во всех сферах жизни. Для этого ему, конечно же, нужно уделять больше внимания, в то же время не забывая и о себе. Если справиться с эмоциями не получается в течение долгого времени, однозначно стоит обратиться к психологам, которые помогут вступить на путь адаптации.

Основные этапы и способы психосоциальной реабилитации

По мнению специалистов, особенно сложными в жизни семьи, воспитывающей незрячего малыша, являются дошкольный, младший школьный и старший школьный периоды. До достижения ребёнком 7-8-летнего возраста родители часто испытывают страх и тревогу относительно того, как он сможет начать обучаться в школе. Здесь особое значение имеет вопрос о наличии или отсутствии у малыша дополнительных проблем со здоровьем. Если таковые присутствуют и достаточно серьёзны, то он и вовсе может не пойти учиться, оставшись навсегда так и не повзрослевшим «младенцем», во всём зависящим от окружающих. Если проблем нет или мамы и папы твёрдо намерены с научить малыша с ними справляться, то в школу он пойдёт обязательно, и в этом случае совсем неважно в общеобразовательную или коррекционную. Главное, что путь к личностному росту и развитию перед ним будет открыт.

Основные трудности младшего школьного периоды обычно связаны с адаптацией к процессу обучения: овладением навыками элементарного самообслуживания, чтения и письма по Брайлю, умения ходить с тростью и т.д. Все подобные сложности вполне преодолимы, а процесс борьбы с ними даёт бесценный жизненный опыт, опереться на который можно будет уже в ближайшем будущем. 

В старшем школьном периоде, совпадающем со временем окончательного взросления (переходом в юношество), как правило, наблюдается появление у ребёнка понимания своих отличий от условно здоровых сверстников, возможных трудностей в общении с ровесниками (особенно противоположным полом) и выбором будущей профессии. Нередко конфликты, назревавшие в семье в течение многих лет, обостряются именно в этот момент, приводя даже к её распаду. Однако если заранее знать, что подобные проблемы могут появиться и быть готовым к их решению, преодолеть все трудности можно вполне успешно.

Главными компонентами психосоциальной реабилитации незрячего ребёнка и его родителей являются:

  • понимание того, что ограниченные возможности здоровья малыша способны открыть перед ним новые горизонты развития, стимулируя раскрытие его потенциала;
  • общение с родственниками и друзьями, вместе с которыми гораздо легче адаптироваться к сложной жизненной ситуации, даже если они никогда прежде с подобным не сталкивались;
  • установление контактов и тесных дружеских связей с семьями, оказавшимися в таких же обстоятельствах для весьма полезного обмена бесценным опытом;
  • окружение малыша любовью и вниманием, которые, однако, имеют разумные пределы;
  • приобщение ребёнка к выполнению элементарных домашних дел, всё более усложняемых по мере его взросления;
  • уход и забота родителей о самих себе и ведение ими активного образа жизни, что поможет сформировать у особенного малыша позитивные стереотипы;
  • подготовка ребёнка к самостоятельному существованию, которое обязательно начнётся у него после достижения совершеннолетия.

Понятно, что добиться всего и сразу довольно трудно, но если начать двигаться в правильном направлении как можно раньше, то и успехи, достигнутые на этом пути, будут по-настоящему впечатляющими. Даже полная слепота – это не приговор, а просто несколько иной ракурс видения, приспособиться к которому вполне сможет сильный, уверенный в себе человек с богатым кругозором и желанием брать от жизни всё. Уже давно это доказали своим примером тысячи незрячих людей по всему миру. А то, что сумел сделать один, согласитесь, если сильно захотеть, обязательно получится и у другого. Жизнь – это проверка на прочность, и нарушения зрения – не самый тяжёлый её сценарий.


Читайте также:
Все статьи
  • 30.01.2024
    Детские игрушки для незрячих
  • 13.10.2023
    Как незрячие используют бытовые устройства?
  • 05.09.2022
    Игры с незрячими и слабовидящими детьми
  • 16.06.2022
    Знакомство незрячего ребенка с окружающим миром
  • Взрослые рассказы незрячих детей