Знакомство незрячего ребенка с окружающим миром
С первых дней после появления на свет ребенок начинает активно знакомиться с миром, который его окружает. В той или иной форме малыш соприкасается с предметами, вещами, явлениями природы. Но основное познание пространства и жизни происходит благодаря взрослым.
От чего зависит развитие представлений о мире, который нас окружает? Конечно, от того, как работают органы чувств. Если у ребенка имеются нарушения зрения, то ему сложно создать и понять целостность образа, потому как искажается восприятие объекта. По понятным причинам у слепых детей не возникает потребности тянуть руки к игрушкам, поднимать голову, подползать или доходить до предметов, размещенных на расстоянии. У них мало стимулов обследовать пространство.
Задача взрослых: развить стремление особенных детей к познанию окружающего мира, научить их правильно определять свойства, признаки, величину и расположение предметов.
В основе работы по ознакомлению незрячих малышей с окружающим миром лежит формирование навыков анализирующего наблюдения. Взрослые, специалисты должны прилагать максимум усилий для того, чтобы научить ребенка анализировать, обобщать, сравнивать. Особое внимание следует уделить развитию связанной речи.
Прекрасно помогают в познании мира:
- упражнения с натуральными объектами;
- дидактические игры;
- наблюдение, обследование;
- игры с муляжами, картинками, игрушками;
- прослушивание музыки, слушание грамзаписей.
Как незрячие дети знакомятся с миром
Ознакомление особенных детей с миром — это специальный процесс, в ходе которого у малышей появляются знания о том, что их окружает. Большое значение уделяется формированию представлений об определенных сенсорных эталонах. Таких детей обучают способам обследования предмета.
Если мы говорим о сенсорных эталонах цвета, то следует отметить, что выделяют 7 цветов спектра (хроматические): желтый, голубой, красный, синий, фиолетовый, оранжевый, зеленый. Есть и ахроматические цвета: черный, белый, серый. К изучению последних переходят позже. Эталонами формы выступают геометрические фигуры: шар, круг, треугольник, куб, конус, овал, четырехугольник, трапеция.
В зависимости от поставленной задачи подбираются необходимые дидактические игры: «Сложи фигуру/узор/картинку», «Найди лишний цвет/лишнюю форму», «Подбери по цвету/форме» и так далее.
Важно понимать, что на зрительное восприятие предмета могут оказывать влияние не только его величина, но и освещенность в помещении, расстояние до глаз, наличие контраста между фоном и непосредственно самим объектом (его яркостью).
Особый интерес вызывают упражнения, направленные на сравнение предметов:
- расставить предметы в порядке возрастания или убывания по разным параметрам (толщине, высоте, ширине, длине);
- измерить протяженность с помощью руки, шага, линейки и пр.;
- научиться соизмерять объемы сыпучих веществ и жидкостей, используя стаканы, кружки.
Для привлечения внимания к свойствам предмета можно прикладывать предметы/объекты вплотную друг к дружке, накладывать их друг на друга и пр. Таким образом у детей развивается наблюдательность.
Жизненно важно, обучая слепых детей, поощрять их желание использовать свои ручки для обследования объектов, предметов и материалов. Можно руки взрослого наложить на детские.
И самое главное — каждое действие необходимо сопровождать словами: рассказывать, что вы делаете, как вы это делаете, для чего это делаете и т.д.