// Родителям незрячих детей
Незрячий ребёнок второго года жизни: знакомство с миром

Самой важной задачей второго года жизни, когда малыш уже научился ходить, является познание окружающего мира, которое должно стать для него приятным и интересным. Как этого достичь – рассказываем в сегодняшнем материале.


Освоение внутреннего жилого пространства

Первое место, которое родителям необходимо изучить вместе с незрячим ребёнком, — это сам дом. Для того, чтобы малыш начал уверенно передвигаться по комнатам, сам данный процесс нужно сделать, прежде всего, совершенно для него безопасным. Все предметы в доме должны быть расположены так, чтобы сверху на ребёнка ничего не упало, даже если он обо что-то споткнётся. Также необходимо максимально избавить его от возможности пораниться об острые углы мебели, растения с шипами и т.д. Двери в комнаты, как подчёркивают тифлопедагоги, следует держать либо закрытыми, либо открытыми полностью — так малышу будет легче переходить из одного помещения в другое. Родителям незрячего ребёнка и всем проживающим с ними членам семьи нужно научиться поддерживать строгий порядок, не нарушая привычного расположения вещей. В противном случае процесс нахождения любого предмета станет для слепого малыша мучительным, вызывая у него недовольство или даже агрессию.

Передвигаться по комнате ребёнка следует учить, слегка придерживаясь за мебель, вдоль которой он идёт, а в коридоре, где много свободного пространства, — вытягивая ручки вперёд. Это будет позволять малышу защищать себя от столкновения с теми или иными объектами, вырабатывая у него разумную осторожность и внимательность. Чтобы незрячий ребёнок начал свободно переходить из одного помещения в другое, его нужно сначала научить перешагивать порог, а затем открывать и закрывать двери, либо хватаясь за их ручки, либо аккуратно дотрагиваясь до самой поверхности.

Поскольку ушибов и падений, как отмечают специалисты, вероятнее всего, избежать не удастся, малыша следует приучить относиться к ним адекватно. Для этого сразу после подобного происшествия к ребёнку необходимо подойти, успокоить, показать ему предмет, на который он наткнулся, дать ощупать его форму и ласково сказать, что на нём тоже осталась вмятина, погладив её мнимое место ручкой малыша. Так незрячая кроха станет воспринимать случаи столкновений или падений спокойно, не капризничая понапрасну.

Кроме того, хорошим способом освоения пространства является игра в звучащий мяч. Приобрести такое приспособление можно в специальном магазине, хотя некоторые особенно креативные родители изготавливают его самостоятельно, вкладывая в надувной шарик или мячик зёрна гороха, бусины и т.д. Перекатывая подобную игрушку от взрослого к малышу, у последнего можно вызвать большой интерес к перемещению, которое, благодаря звуку, он прекрасно сможет отслеживать.

Особое внимание целесообразно уделять и развитию мелкой моторики ребёнка, что поможет ему лучше осваивать окружающие предметы. Использовать для этого можно различные мобили, закрепляемые на коляске или кроватке и состоящие из большого количества разных по форме погремушек, и даже мешочки с крупой или бисером. Перебирая подобные предметы, малыш начнёт учиться опознавать мелкие детали и управлять своими собственными пальчиками.

Освоение пространства за пределами дома

Ещё одной важнейшей частью познания мира является изучение всего того, что находится за пределами дома. Для того, чтобы сформировать у незрячего ребёнка позитивное отношение к перемещению вне зоны комфорта, его следует научиться правильно водить. Как советуют тифлопедагоги, делать это лучше всего за руку, но не таща малыша за собой, крепко сжав его ладонь и тем самым не позволяя его ножкам даже касаться земли, а спокойно и расслабленно фиксируя его ручку в своей. Рука взрослого должна быть максимально опущена, что позволит ему в случае необходимости молниеносно среагировать и, приподняв её вверх, предотвратить падение ребёнка.

Идя вместе с особенной крохой по улице, целесообразно подробно и заинтересовано рассказывать ей обо всех окружающих объектах: деревьях, клумбах, машинах, бордюрах и т.д. Перед подъёмом или спуском ребёнка важно попросить поднять ножку или, напротив, приготовиться пойти вниз по горочке. Аналогично и перед ямкой или бордюром незрячего малыша нужно проинформировать о необходимости перешагнуть препятствие. Так постепенно ребёнок привыкнет реагировать на ваши подсказки и движения, с лёгкостью выполняя все необходимые действия.

По возможности слепому ребёнку стоит давать потрогать доступные для этого объекты: листья, веточки, цветы, стенки дома, интересные скульптуры и т.д. Это значительно расширит кругозор малыша, вместе с тем приучив его использовать для знакомства с окружающим миром руки.

Если ребёнок станет выказывать страх при приближении громких звуков (например, машин или мотоциклов), в такие моменты целесообразно взять его на руки, успокоить, рассказать, что за предмет издаёт такой неприятный шум и показать, что вы сами этого не боитесь. Вероятно, подобную процедуру придётся проделать несколько раз, но зато в итоге малыш привыкнет к появлению данного звука и перестанет его бояться.

Главное, чтобы освоение чего-то нового всегда происходило с радостью и любовью, вызывая у ребёнка положительные эмоции и ощущение спокойствия и защищённости. Только так незрячий малыш сможет вырасти открытым к этому огромному миру, найти своё место в котором ему и предстоит.


Читайте также:
Все статьи
  • 02.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся ходить
  • 22.09.2023
    Обучение и воспитание незрячего ребёнка первого года жизни
  • 07.09.2023
    Незрячий ребёнок первого года жизни
  • 22.08.2023
    Кризисы у родителей незрячего ребёнка