// Родителям незрячих детей
Кризисы у родителей незрячего ребёнка

Воспитание ребёнка-инвалида – это всегда большое испытание для семьи, в ходе которого она проходит несколько кризисных периодов. Как пережить трудные времена и найти правильные пути выхода из сложных жизненных ситуаций – расскажем в сегодняшнем материале.


Проблемы, которые придётся пережить…

С инвалидностью ребёнка его мама и папа могут столкнуться совершенно в разное время. Кто-то узнаёт об особенностях здоровья малыша в первые часы после родов, кто-то не подозревает о проблемах вплоть до прохождения медико-педагогической комиссии перед школой, а кто-то и вовсе переживает трагедию после того, как любимая крошка приобретает ограниченные возможности вследствие полученной травмы или перенесённого заболевания. Какая бы причина не привела к диагнозу, принять его всегда сложно. Именно это переживание страшной вести и является первым кризисом, в который волей-неволей погружаются родители незрячего малыша. Сначала ими овладевает отчаяние, граничащее зачастую с абсурдной надеждой на то, что врачи ошиблись и всё ещё может быть хорошо. Затем появляется отрицание ситуации, и только потом – острое нежелание с ней мириться. Так отчаяние постепенно переходит в горе, нередко заканчивающееся затяжной депрессией и даже нежеланием жить. Многие мамы и папы в это время способны настолько себя измучить, что впоследствии сами вынуждены будут пройти лечение от подчас довольно серьёзных и тяжёлых заболеваний. А это, в свою очередь, неизбежно пагубно отразиться на состоянии и без того слабого здоровья ребёнка.

Второй период начинается тогда, когда родители уже приняли случившееся как неизбежность и поняли, что вместо бесконечного самоедства нужно искать пути выхода. Здесь также нередки метания из крайности в крайность. Желание попробовать всё, на что способна медицина, даже если это приносит ребёнку лишние страдания, часто граничит с полным недоверием к врачам и поисками народных средств лечения, визитами к бабушкам-целительницам, гадалкам и т.д. Как правило, только после   подобных мытарств мамы и папы окончательно смиряются с произошедшим и обращаются в сторону психосоциальной реабилитации, которая становится жизненно необходимой в связи с взрослением ребёнка.

Третий кризисный этап наступает чаще всего в подростковом возрасте самого чада, когда у него просыпается самосознание, появляется острая потребность в общении со сверстниками, начинает формироваться самооценка. В данный период ребёнок приходит к пониманию того, что он не такой, как все, и с этим нужно жить. Как отмечают тифлопедагоги, накопившиеся проблемы нередко приводят к тому, что семьи могут распасться из-за неспособности справляться со всеми сложностями и дальше. Конечно, так происходит далеко не всегда, но определённый риск появляется однозначно. Необходимость поддерживать ребёнка, формируя у него позитивное отношение к жизни, становится для родителей тяжким бременем, поскольку они сами нуждаются в подобной поддержке и понимании.

Четвёртый кризисный период приходится уже на юношество особенного чада. В это время появляется необходимость его жизненного самоопределения, включая как профессиональную ориентацию, так и овладение навыками максимальной социально-бытовой самостоятельности. Для ребёнка именно данный этап оказывается критически важным, т.к. Во многом от степени правильного преодоления трудностей зависит всё дальнейшее существование уже взрослого инвалида. Если родители придут к этому времени без должной подготовки, то и ребёнок рискует остаться беспомощным на всю жизнь.

Методы эффективного выхода из кризисов

К числу важнейших средств борьбы с негативными последствиями кризисных периодов специалисты-реабилитологи относят следующие:

  • Поддерживание активных родственных и дружеских связей. Как бы маме и папе незрячего малыша ни казалось, что их прежнее окружение не способно понять произошедшее с ними, замыкаться в себе однозначно не стоит! Разумеется, родным и друзьям, которые никогда не сталкивались с подобными проблемами, тоже бывает тяжело правильно сориентироваться, но среди них обязательно найдётся тот, кто сможет поддержать в трудную минуту и словом, и делом.

  • Максимально возможное сохранение активного образа жизни. Понятно, что с появлением малыша, а особенно ребёнка-инвалида, жить по-прежнему уже не получится, но это совершенно не означает, что родители должны запереться в 4 стенах, наедине со своей трагедией. Мамам и папам, вне всяких сомнений, нужно не забывать о своём здоровье, профессиональной реализации и, самое главное, личной жизни. Родителям абсолютно точно следует находить время друг для друга, оставляя кроху под присмотром бабушек-дедушек, тётей-дядей или нянь. Семья, в которой между супругами перестали царить любовь и взаимопонимание, вряд ли сможет подарить всё необходимое тепло и заботу малышу, став для него источником спокойствия и счастья.

  • Общение с людьми, оказавшимися в аналогичной жизненной ситуации. Многие родители детей-инвалидов неоднократно подтверждали, что их жизнь стала меняться к лучшему, только после установления контактов с мамами и папами таких же малышей. Обмен опытом – едва ли не самая бесценная помощь, которая может быть! Именно в ходе дружеских встреч и душевных разговоров с теми, кто прошёл через подобные испытания, часто появляется свет в конце туннеля – рождаются нужные решения и намечаются пути выхода из кризисного состояния. Это же в полной мере относится и к посещению организаций, занимающихся реабилитацией носителей данной нозологии. Там, как правило, приобретаются знания о том, какие ТСР нужны ребёнку сейчас, а какие - помогут ему в дальнейшем. Кроме того, специалисты подобных учреждений могут рассказать родителям о наиболее эффективных стратегиях развития у малыша навыков самообслуживания и даже помочь заняться их выработкой. Именно поэтому избегать общения с сотрудниками коррекционных школ, специальных библиотек и местных отделений ВОС точно не следует: усвоенные от них полезные сведения способны ускорить адаптацию ребёнка буквально в разы.

  • Чтение соответствующей литературы. Ещё одним важнейшим вспомогательным средством является знакомство родителей незрячего малыша с книгами, статьями, а в наши дни и сетевыми изданиями, занимающимися освещением инклюзивной тематики. Там также можно почерпнуть много интересной информации о способах социальной, бытовой и психологической реабилитации, которые станут хорошим подспорьем в воспитании особенного ребёнка. Благодаря интерактивности интернет-пространства, сегодня есть даже возможность связаться с автором понравившегося материала, тем самым обзаведясь ещё одним полезным знакомством.

  • Интенсивное развитие самого малыша. Как советуют тифлопедагоги, чем убиваться по поводу столь явных отличий ребёнка от сверстников, намного лучше сосредоточиться на его развитии, трактуя ограниченные возможности как скрытый потенциал, в итоге несущий в себе огромный заряд позитива. Незрячему малышу следует много читать, разучивать с ним наизусть стихотворения и считалочки, заниматься музыкой и рукоделием, вовлекать его в доступные игры, ходить в кинотеатры, театры и музеи. Главная задача родителей – сделать так, чтобы ослабленное или вовсе отсутствующее зрение малыша не стало преградой для его полноценной социокультурной реабилитации. Обеспечение высокого интеллектуального развития – это залог успешного раскрытия способностей, ведущего к правильной личностной самореализации.

Таким образом, самой важной стратегией выхода из кризиса является выработка правильного видения жизни, основывающегося на принятии инвалидности ребёнка как данности, своеобразного жизненного экзамена, который нужно выдержать. Даже полное отсутствие зрения – это не конец света, а лишь определённые трудности, вполне преодолимые при верной расстановке акцентов. Вовлечение ребёнка в активную жизнь с учётом его возможностей и созданием условий для развития способностей – самый лучший алгоритм реабилитации, позволяющий сделать счастливым как самого малыша, так и его родителей, к чему, прежде всего, обязательно и нужно стремиться.


Читайте также:
Все статьи
  • 13.10.2023
    Как незрячие используют бытовые устройства?
  • 28.12.2022
    «Яндекс» адаптировал популярные сервисы для незрячих пользователей
  • 28.02.2022
    Как незрячие дети познают мир?
  • 15.12.2021
    Для незрячих: пять уникальных технологий, которые облегчают жизнь
  • Взрослые рассказы незрячих детей