// Родителям незрячих детей
Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся есть и играть
После того, как малышу исполнится годик, обычно он становится уже более бодрым, активным, а самое главное – самостоятельным. Проявляется это, прежде всего, в том, что кроха может сидеть за общим столом, есть из посуды и играть с игрушками. Однако если у зрячих детей данный скачок развития начинает происходить как-то сам собой, то вот слепых малышей многому нужно учить специально. Как это реализовать – рассказываем в сегодняшнем материале.

Учимся есть ложкой

Использование столовых приборов незрячим ребёнком, разумеется, должно начинаться с их запоминания на ощупь. В течение нескольких дней малышу нужно давать в ручки те предметы, с помощью которых он будет есть (ложку, тарелку, кружку), изучая их тактильно вместе с ним и каждый раз повторяя правильные названия. Затем его понадобится обучить держать приборы так, как это принято. Очень важно не пускать всё на самотёк, поскольку из-за отсутствия визуального опыта ребёнок, скорее всего, начнёт держать ту же ложку кулачком, привыкнет к такому взаимодействию и с большим нежеланием будет поддаваться переучиванию. Поэтому пользоваться каждым столовым прибором малышу необходимо начинать сразу же правильно. Если даже это займёт много времени, результат обязательно окупит все старания полностью. Как отмечают специалисты, возможно, процесс самостоятельного приёма пищи придётся делить на маленькие операции, каждую из которых ребёнок должен будет освоить на все 100%, вследствие чего родителям стоит приготовиться к долгому процессу обучения, которое, однако, зато окажется по-настоящему успешным и качественным.

Для слепого малыша непременно следует подобрать посуду, которую он сам сможет легко поднять, поднести к ротику и поставить на место. В этой связи на начальных этапах лучше отказаться от серебряных ложек, тяжёлых красивых кружек и т.д. Самым подходящем решением станет обычная алюминиевая ложечка и лёгкая (без излишков) кружечка, которые их маленький хозяин полюбит мгновенно. Главное, чтобы процесс самостоятельного приёма пищи малышу понравился и начал вызывать у него позитивные эмоции, что в будущем положительно скажется на всей дальнейшей бытовой адаптации подрастающего крохи.

Учимся играть

Игра — любимое времяпрепровождение малышей — также имеет особые нюансы для незрячего ребёнка. Если его зрячие сверстники учатся взаимодействовать с игрушками под управлением глаз, любят рассматривать разные предметы, безошибочно находя их взглядом, и сразу понимают, как те или иные вещи можно использовать, повторяя движения взрослых, то вот слепому крохе приходится гораздо сложнее. Каждую новую игрушку незрячие детки подолгу ощупывают, а затем откладывают в сторону, снова начиная маяться от безделия. Поэтому родителям очень важно следить за тем, чтобы поиграв с одной вещью, малыш находил другую и начинал заинтересовано взаимодействовать с ней. В противном случае велика вероятность того, что у него разовьётся замещающая деятельность, вследствие которой он будет совершать навязчивые движения, а избавиться от них будет уже очень сложно.

На пользу незрячему ребёнку пойдут и совместные игры со зрячими ребятами. Реагируя на их присутствие, лишённый зрения малыш будет тянуться к своему маленькому товарищу, дотрагиваться до него и повторять за ним те же движения. Это, естественно, станет способствовать улучшению физического, психического развития ребёнка и становлению его социализации.

Что же касается самих игрушек, то тифлопедагоги рекомендуют выбирать для незрячего малыша главным образом звенящие, шуршащие и свистящие погремушки, которые вызовут у него особый интерес и настоящую привязанность. С каждым новым предметом ребёнка нужно учить обращаться бережно, показывая ему его же ручками все детали (лапки, глазки, носик и т.д.) и говоря, что ронять или разбивать игрушку нельзя, а то ей (зайчику, медвежонку и др.) будет больно. Некоторые родители незрячих детей отмечают, что их крохи до 4-5 лет не любили играть с мягкими (меховыми или ворсистыми) игрушками, вызывающими у них страх. Конечно, подобные проявления всегда индивидуальны, но если вы тоже заметите нежелание вашего малыша взаимодействовать с плюшевым котиком или собачкой, не волнуйтесь, ему просто, вероятнее всего, нужно чуть-чуть подрасти, и этот же самый пушистый зверёк обязательно станет его лучшим другом.

В целом же любые игры незрячих детей должны поначалу сопровождаться активным участием в них взрослых, которым необходимо выполнить роль внимательных и чутких наставников. Однако когда малыш поймёт, как можно взаимодействовать с той или иной игрушкой, он непременно станет играть и сам, получая новый осязательный и акустический опыт и тем самым познавая огромный окружающий мир.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 16.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся падать
  • 09.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: знакомство с миром
  • 02.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся ходить
  • 07.09.2023
    Незрячий ребёнок первого года жизни