// Родителям незрячих детей
Незрячий ребёнок второго года жизни: больше разговаривайте с ребёнком!

Подрастающий незрячий малыш существенно ограничен в получении информации об окружающем мире, о чём не следует забывать его родным и близким. На втором году жизни важнейшим источником новых знаний для него становится человеческая речь, которую он уже начинает осваивать. Как сделать её эффективным инструментом позитивного развития особенного малыша – расскажем в сегодняшнем материале.


Слово – золото!

Как отмечают учёные, воспитать незрячего ребёнка намного легче, чем малыша с полной потерей слуха. И как бы данный тезис не казался парадоксальным, это действительно так, поскольку речь, воспринимаемая слепым ребенком, по мере его взросления становится главным способом взаимодействия с ним, а жестовый язык, усваиваемый намного позже, к сожалению, не передаёт ни интонации, ни эмоций, имея существенные ограничения всего многообразия смысловых оттенков, используемых условно здоровыми людьми. Родителям незрячих детей тифлопедагоги советуют как можно чаще и интенсивнее разговаривать со своими чадами, формируя тем самым у них богатый кругозор, высокую коммуникативную активность и открытость к миру. Находясь с незрячим малышом в разных комнатах, родным и близким следует часто спрашивать у него, что он делает, рассказывать, чем заняты они сами, подсказывать, как избежать трудностей, с которыми сталкивается ребёнок, обсуждать дальнейший распорядок дня и т.д. Так родитель сможет легко следить за состоянием крохи и его времяпрепровождением, вместе с тем постоянно оповещая малыша, что он не один.

Кроме того, в общении со слепым ребёнком, вопреки мнению многих неосведомлённых взрослых, использовать можно все слова, которыми они обычно обмениваются с его зрячими сверстниками. Никаких ограничений, обусловленных инвалидностью, здесь нет. Об ограничениях здоровья малыша при необходимости с ним следует говорить спокойно, не пытаясь их замять или, напротив, сакцентировать излишнее внимание на свойственной им значимости. Время для серьёзного разговора об имеющемся заболевании ещё наступит, но позже.

Категорически недопустимым по отношению к незрячему ребёнку является причитания якобы любящих родственников, которые часто при виде малыша начинают сокрушаться: «Какой ты бедненький, несчастный, слепой, как же ты будешь жить?..» По сути, за этими проявлениями стоит не что иное, как обыкновенный страх и нежелание погружаться в проблемы особенного человека, а не подлинная забота и нежность. Любителям подобных излияний целесообразно попытаться объяснить, что в присутствии ребёнка так делать не нужно, но если это не подействует, чадо придётся оградить от общения с ними на несколько лет. Свои отличия от других малыш ещё осознает в 6-7 лет, а вот внушить ему миф о его обездоленности очень легко получится и в 2 года. Избавиться же от появившихся таким образом комплексов будет гораздо сложнее.

В целом активное речевое взаимодействие с незрячим ребёнком должно прочно войти в жизнь его семьи, превратившись в главное средство межличностной коммуникации. Полноценное включение особенного малыша в этот процесс приведёт к тому, что он очень быстро приобретёт достоверное представление об окружающем мире и будет развиваться не только наравне со своими зрячими сверстниками, но и во многом опережая их. Помните, слово – главный инструмент формирования высокоинтеллектуальной и нравственно полноценной личности слепого человека, а то, как и кем оно будет сказано, приобретает порой решающее значение. Не бойтесь говорить с незрячим ребёнком, и очень скоро вы окажетесь приятно удивлены тем, что найдёте в нём надёжного рассудительного друга, помогающего обрести верные решения иногда очень непростых жизненных задач. А это едва ли не самое лучшее доказательство правильного воспитания.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 23.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся есть и играть
  • 16.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся падать
  • 09.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: знакомство с миром
  • 02.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся ходить