// Родителям незрячих детей
Как общаться со своим незрячим ребёнком?

Общение – это межличностный обмен информацией, в ходе которого человек приобретает умение выражать собственные мысли, навыки самопрезинтации, взаимодействия с другими людьми, а самое главное – адекватное самосознание. По мнению большинства учёных, именно оно и является специфической способностью, свойственной человеку как возвышающемуся над животными, разумному существу. Как же правильно выстроить это самое общение со своим незрячим ребёнком, чтобы он смог стать  полноценно развитой личностью – расскажем в сегодняшнем материале.


Базовые принципы правильного коммуникативного взаимодействия со слепым или слабовидящим малышом

По единогласному мнению тифлопедагогов, самым прочным фундаментом для выстраивания правильного общения с незрячей крохой, которая с каждым днём становится всё взрослее, является диалог на равных, без подчёркивания её ущербности или, наоборот, превосходства над остальными. Ребёнку не стоит никаким образом давать понять, что он сильно отличается от других и многого не может сам. Напротив, его целесообразно поощрять к проявлению самостоятельности, прося о той или иной посильной услуге, давая ему поручения, сопровождаемые словами: «Я на тебя надеюсь... Если ты это сделаешь, ты мне очень поможешь...» За любую оказанную чадом помощь его стоит благодарить и хвалить, часто говоря, что это очень выручило маму или папу. Так незрячая девочка или мальчик начнёт ощущать большую уверенность в своих силах и собственную полезность для окружающих. Помимо этого, слепому ребёнку важно знать, что его любят и принимают таким, какой он есть. Почувствовать это он может только если будет слышать от родителей правильные слова: «Я тебя очень люблю! Ты нам нужен любым! Не важно, видишь ты, или нет, важно, что ты с нами! Это счастье, что ты у нас есть...» В то же время малыша нельзя баловать, одобряя каждый (даже недостойный) его поступок. Ребёнок должен знать, что его могут и поругать, и поэтому взрослых нужно слушаться. Конечно, прежде чем пожурить кроху, родителям следует выяснить причины её подобного поведения, а затем обстоятельно объяснить, почему именно так больше делать нельзя. 

Если в семье, помимо незрячего ребёнка, есть ещё дети, относиться к ним следует максимально равноценно, не окружая особенную кроху чрезмерной заботой и опекой. Также приобщать незрячего ребёнка следует и к выполнению домашних дел, причём наравне с другими детьми. Уборка своей комнаты, мытьё посуды, развешивание вещей для сушки и т.д. — всё это вполне по силам делать без зрения, а потому чем раньше незрячая девочка или мальчик научится справляться с подобными задачами, тем большую самостоятельность она/он сможет проявлять в дальнейшем.

Ещё одним моментом, на который рекомендуют обращать внимание родителям психологи, является культивирование с их стороны ненужных коммуникативных барьеров, таких как нежелание слушать ребёнка, непонимание его особенностей и автоматическая трансляция на взаимодействие с ним методов, которыми когда-то пользовались их мамы и папы по отношению к ним самим. Всё это может привести не к полноценному развитию, а лишь к отдалению подрастающего малыша от родных и появлению у него склонности к замкнутости. Если же мама и папа будут не торопить ребёнка, когда он формулирует ту или иную мысль, дослушивать его до конца, объяснять, что ему не понятно, и внимательно относиться ко всем его рассуждениям и рассказам, то постепенно взрослеющее чадо привыкнет к возможности делиться собственными переживаниями со своими близкими и сам будет информировать вас о появившихся у него трудностях.

Таким образом, именно любовь, чуткость и разумная помощь — вот те три кита, на которых нужно выстраивать общение со своим незрячим ребёнком. Лишь правильное соотношение всех этих принципов и способно привести к нормальному психическому и физическому развитию лишённого зрения чада, которое позволит ему вырасти активным, общительным и самостоятельным человеком, благодарным своим родителям за грамотное воспитание.


Читайте также:
Все статьи
  • 16.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся падать
  • 11.10.2023
    Как выбрать дисплей Брайля незрячему ребёнку?
  • 09.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: знакомство с миром
  • 02.10.2023
    Незрячий ребёнок второго года жизни: учимся ходить
  • 22.09.2023
    Обучение и воспитание незрячего ребёнка первого года жизни