// Родителям незрячих детей
Развитие незрячих детей 3-7 лет

Именно дошкольный возраст в педагогике давно по праву считается критически важным для становления личности ребёнка. В это время как бы закладывается фундамент, на котором и будет стоять всё выстраиваемое здание, а его крепость и красота во многом зависят от самого основания. Как обеспечить полноценное развитие незрячим детям в этот период их жизни – расскажем в сегодняшнем материале.


Основные трудности и способы их преодоления

К трёхлетнему возрасту ребёнок обычно овладевает речью и базовыми навыками самообслуживания: он уверенно обращается с ложкой, умеет кушать самостоятельно, пьёт из кружки, просится на горшок и любит активные игры. Благодаря зрению, здоровый малыш прекрасно осваивает предметные связи и соотносит визуальный облик вещей с их словесным обозначением. Эта возможность напрочь отсутствует у ребёнка незрячего, которому, чтобы понять, о каком объекте идёт речь, необходимо его потрогать или получить подробное пояснение от взрослого. Поэтому развитие слепых малышей несколько замедляется, если их близкие не делают ничего для компенсации последствий дисфункции зрительного анализатора. Кроме того, незрячим детям намного тяжелее передвигаться в пространстве и реализовывать свои базовые потребности. Ребёнок, лишённый способности видеть, больше нуждается в помощи взрослого человека, от которого зависит достаточно ощутимо. 

Для того, чтобы минимизировать негативное влияние данных факторов на психосоциальное развитие слепого малыша , необходимо придерживаться следующих рекомендаций тифлопедагогов:

 Основным источником познания мира для незрячего ребёнка 3-7 лет продолжает оставаться общение со взрослым человеком, а потому мамам и папам следует стараться уделять малышу как можно больше времени, рассказывая ему о внешнем виде и свойствах окружающих предметов и объектов и по возможности формируя у ребёнка жизненно необходимый тактильный опыт. Особенно важно делать это на улице, которая надолго остаётся для незрячих детей целым непознанным миром.

 Расширению кругозора слепого ребёнка будет способствовать и чтение вслух. Детские стихотворения, сказки и другую познавательную литературу — всё это важно продолжать изучать вместе с ним. Целесообразно делать это ежедневно в определённые часы, чтобы у ребёнка выработалась привычка. Постепенно в его жизнь можно вводить и аудиокниги, что позволит высвободить родителям немного времени без ущерба для развития малыша.

 Важную роль в становлении психики играет и общение со сверстниками, лишать которого нельзя и слепого ребёнка. Понятно, что реализовать это в домашних условиях довольно непросто, однако хотя бы постараться сделать для достижения данной цели всё необходимое нужно однозначно. Хорошим решением может стать посещение коррекционного детского сада, где присутствуют все условия для полноценного обучения незрячих детей. Однако если в месте проживания родителей такого учреждения нет, то расширить контакты малыша можно с помощью встреч с детьми друзей и знакомых. При этом не нужно бояться, что вопросы или какие-то действия других ребят нанесут незрячему ребенку психическую травму: пребывать в зоне комфорта вечно не может никто, а опыт, каким бы он ни был, всегда пригодится в будущем. Конечно, зрячим малышам следует рассказать об особенностях их будущего маленького друга, попросив учитывать, что он не видит, и не обижать его. В большинстве случаев подобные знакомства проходят весьма удачно и помогают незрячим детям приобрести навыки социализации.

 Весьма полезным является и посещение ребёнком различных кружков по развитию моторики, творческого мышления и т.д. Лепка из глины, пластилина, оригами — всё это и многое другое оказывается вполне посильным для незрячего малыша. Понятно, что найти в обычных дошкольных учреждениях педагогов, имеющих опыт взаимодействия со слепыми учениками, не так уж легко, однако даже если ваш ребёнок станет первым особенным подопечным для преподавателя — это уже принесёт взаимное обогащение бесценным опытом. Не стоит бояться обращаться с просьбой записать незрячего малыша на обычный кружок: отказ — не повод расстраиваться, а всего лишь аргумент в пользу выбора другого преподавателя и кружка. Кроме того, сейчас на всех этапах образования реализуется инклюзивная модель обучения, и, вероятнее всего, преподаватель нового поколения с незрячим ребёнком заниматься согласится.

Самое главное — понимать, что малыш в возрасте 3-7 лет, как пластилин, легко принимает ту форму, которую ему придаёт его взрослый родитель, а по совместительству и учитель жизни. Поэтому очень важно, чтобы в этот процесс воспитания были в равной степени включены все составляющие: и когнитивная, и коммуникативная, и игровая. Только так у ребёнка будет формироваться здоровая психика, способная позволить ему в будущем стать нравственно полноценным, самостоятельным человеком, несмотря на отсутствие зрения, ведущим активную, насыщенную жизнь. А это, в свою очередь, и является главной задачей, на которой и нужно сосредоточиться до того момента, когда ребёнок пойдёт в школу.


Читайте также:
Все статьи
  • 12.12.2023
    Устройство «Робин»: интеллектуальный помощник для людей с нарушениями зрения
  • 06.12.2023
    «Если хотите предложить помощь – предложите!» НЕинструкция, как общаться со слепыми людьми
  • 16.11.2023
    Особенности третьего года: самостоятельность
  • 09.11.2023
    Особенности третьего года: формирование «Я»