// Дети с особенностями развития
Рекомендации родителям детей с инвалидностью

Известие о том, что у малыша есть серьёзные проблемы со здоровьем, всегда раздаётся, как гром среди ясного неба, кардинальным образом изменяя всю дальнейшую жизнь семьи. Как выстоять в этих непростых обстоятельствах и суметь помочь ребёнку стать полноценно развитой личностью, расскажем в сегодняшнем материале.


Принятие детской инвалидности

Детьми-инвалидами принято называть тех малышей, чьи нарушения здоровья были обнаружены сразу после рождения или в первые и последующие годы жизни. Причинами их возникновения могут служить врождённые или приобретённые заболевания, а также травмы. Однако для родителей первостепенную значимость приобретает не то, чем вызван диагноз ребёнка, а то, как справиться со сложившимися обстоятельствами. Зачастую семья, воспитывающая особого ребёнка, проходит, как утверждают психологи, четыре основные стадии принятия инвалидности: шок, отрицание, осознание наличия проблемы и социальную адаптацию. На первой из них медицинское заключение, констатирующее факт отличия малыша от его сверстников, порождает состояние глубокого отчаяния, надолго выводящего родителей из душевного равновесия. «Почему так? За что такое досталось им?» — этими и многими другими вопросами мать и отец задаются ежечасно — до тех пор, пока полностью не измотают свою душу подобной саморефлексией. Очень часто шокированные родители берут вину за случившееся на себя, что только усиливает их неспособность к конструктивным действиям.

Вторая стадия обуславливается необходимостью жить дальше и нежеланием мириться с проблемой. Мама и папа всячески стараются убедить себя в том, что врачи ошиблись и с их малышом всё ещё может быть хорошо. «Он перерастёт, всё наладится», — этими и подобными мыслями они пытаются себя успокаивать, чтобы хоть как-то продолжать двигаться дальше. Однако особенности ребёнка-инвалида, предопределяемые его диагнозом, с каждым днём становятся заметнее и игнорировать их рано или поздно окажется невозможно.

Третья стадия знаменует собой начало конструктивного сдвига в сложившейся ситуации. Родители начинают всё чаще приходить к пониманию необходимости признания наличия у их ребёнка нарушений здоровья, с которыми нужно научиться жить. Прохождение рекомендованного лечения, посещение реабилитационных центров и т.д. становится неотъемлемой частью их жизни. В это время они нередко замыкаются в себе, переставая общаться с родственниками и друзьями. Однако безраздельное погружение в проблемы ребёнка может привести лишь к ухудшению здоровья самих родителей, что для малыша явится настоящей катастрофой.

Четвёртая стадия обычно начинается тогда, когда большинство попыток вылечить ребёнка уже исчерпано и явным становится только одно: с инвалидностью малыша придётся жить, точнее приспосабливаться к такой жизни. В этот период мама и папа сосредотачиваются на том, чтобы дать малышу как можно более полноценное развитие, чтобы расширить его возможности. По сути, именно в данное время закладывается фундамент для будущей самостоятельной жизни взрослеющего инвалида, в которую ему неизбежно придётся когда-то вступить.

Кризисы и их преодоление

Как отмечают психологи, на всех описанных выше стадиях семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, переживает определённые кризисы, из которых она часто не в силах выбраться без посторонней помощи. И, если шок и отчаяние всегда легче пережить вместе, то вот момент, когда малыша нужно будет определять в школу, уже станет гораздо более серьёзным испытанием для матери и отца. Во многом оттого, будет ли ребёнок посещать обычное общеобразовательное или коррекционное учреждение, да и вообще сможет ли он учиться, зависит и самосознание родителей. В особенно тяжёлых случаях неизбежное признание серьёзных отличий малыша от его ровесников способно привести к распаду семьи, которая больше не может справляться с огромным числом повседневных проблем.

Однако ещё более трудным для родителей и их особенного ребёнка чаще всего является подростковый возраст самого чада. В это время уже взрослеющий человек с инвалидностью начинает впервые осознанно задумываться о собственных возможностях, по-своему трагически переживая ситуацию. Если родители до сих пор не научились правильно принимать выпавшие на их долю обстоятельства, то вполне вероятно, что их брак даст трещину именно в данный момент.

Справиться со всеми этими сложностями можно, следуя достаточно простым, но действенным рекомендациям специалистов, уже подтвердившим свою обоснованность на практике. К их числу относятся следующие:

  • Перестаньте обвинять себя в инвалидности ребёнка! Вы в этом точно не виноваты, поскольку такую жизнь для своего малыша не выбирали. Лучше сосредоточьтесь на том, что можно сделать — иногда своевременное лечение даёт очень хорошие результаты.
  • Не отгораживайтесь от своих близких! Прерывание общения с друзьями и родными лишь усилит вашу беспомощность, ощущение которой передастся и малышу. Да, возможно, некоторым из ваших знакомых понадобится время для того, чтобы тоже приспособиться к ситуации, однако тот, кто действительно ценит вас, обязательно с этим справится и подставит своё плечо в нужный момент.
  • Не ставьте заранее крест на дальнейшей жизни ребёнка. Многие люди с инвалидностью, получив образование и должное развитие, начинают жить самостоятельно, находят работу и создают семьи. Ваша задача — помочь малышу реализовать свой потенциал, который может стать надёжным фундаментом для вполне благополучного будущего.
  • Постарайтесь установить прочные дружеские связи с семьями, воспитывающими таких же детей. Их опыт может быть очень полезен для вас, а общение с ребёнком, имеющим аналогичные проблемы, — для вашего чада. Завязать подобные знакомства можно, обратившись в местные организации инвалидов с соответствующей нозологией. Там, помимо всего прочего, могут подсказать и перспективные методы реабилитации.
  • Не отказывайтесь от своей собственной жизни! Ребёнок должен видеть перед собой сильных, уверенных в себе и успешных родителей, а не слуг, готовых прийти на помощь каждую минуту. Только так он начнёт с малых лет стремиться к самостоятельности, приобретая навыки бытового самообслуживания.
  • Не освобождайте особенного члена семьи от посильных для него обязанностей. Ребёнок с детства должен учиться решать поставленные перед ним задачи даже элементарного бытового характера. Поддерживать порядок в своей комнате, мыть за собой посуду и т.д. — это обязательные составляющие повседневности, оберегать от которых особенное чадо не нужно.
  • Не ставьте интересы ребёнка с инвалидностью выше интересов других детей. Каждый малыш и подросток, вне зависимости от наличия или отсутствия у него ОВЗ, имеет право на любовь и тепло со стороны матери и отца. Только в обстановке полного равноправия дети могут научиться уважать и не ущемлять друг друга.
  • Много читайте себе и ребёнку! Новые знания всегда открывают ещё непознанные возможности. Это касается как постоянного изучения разнообразной литературы, посвящённой жизни людей с соответствующим недугом, так и погружения в художественные произведения. Начитанность — залог богатого кругозора, который часто помогает находить ответы на самые нетривиальные жизненные вопросы.

Следование этим довольно несложным советам поможет маме и папе особенного ребёнка выбрать правильный вектор развития и придерживаться его постоянно, в итоге сделав самое главное: оказав малышу неоценимую помощь в обретении максимально возможной в его случае самостоятельности и реализации наиболее позитивного сценария будущего.


Читайте также:
Все статьи
  • 04.04.2023
    Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения
  • 10.03.2023
    Как технология айтрекинга помогает в обучении детей с ДЦП?
  • 05.07.2017
    Адаптированные игры для детей-инвалидов
  • Игрушки для детской реабилитации
  • Взрослые рассказы незрячих детей