// Дети с особенностями развития
Возрастные особенности психического развития детей с нарушением зрения

Дисфункции в работе первичного по своей значимости зрительного анализатора неизбежно влекут за собой и  особенности вторичных систем организма (психики,  интеллекта и т.д.), с которыми очень важно справиться вовремя. Как это сделать – рассказываем в сегодняшнем материале.


Роль зрительного восприятия в развитии ребёнка

Учёными доказано, что с момента своего рождения и почти до 6 месяцев ребёнок обладает синкретичным, или монолитным восприятием окружающей действительности. Да, он видит, слышит и чувствует всё, происходящее вокруг, но данные процессы протекают как бы ещё неосознанно, не оставляя чётких дифференцированных следов в его сознании. К 4-5 неделям дети с нормальным зрением начинают проявлять фиксацию взгляда на тех или иных предметах, правда, как правило, только одного глаза. Лишь уже к 2-3 месяцам фокусироваться на чём-либо они смогут сразу двумя глазами. Способность же следить за перемещающимися объектами развивается у них и того позднее, к 5-6 месяцам. Если в указанные периоды подобных реакций у ребёнка не наблюдается – однозначно стоит задуматься о степени его зрения и посоветоваться со специалистами.

В тех же случаях, когда зрительная функция присутствует и развивается вполне нормально, именно она становится ключевым механизмом освоения мира, позволяя связывать звуковые и тактильные раздражители с их визуальными характеристиками. Вследствие этого без каких-либо затруднений ребёнок начинает запоминать игрушки, переключать внимание с одной вещи на другую при виде нового интересного предмета, усваивать особенности локализации знакомых объектов, а позднее и узнавать людей. В результате у него формируется базовый, совершенно нормальный набор когнитивных впечатлений и поведенческих реакций, на основании которого происходит уже дальнейшее психофизическое становление личности. Если же такое важнейшее звено, как зрение, оказывается выключенным из данного цикла, то практически всё в нём начинает протекать по несколько иному сценарию.

Психическое развитие незрячего ребёнка

Дети, не имеющие зрения от рождения, могут распоряжаться лишь слуховым и тактильным анализаторами, а следовательно, их психическое развитие становится более медленным. В силу присутствующей инвалидности, они не располагают возможностью связывать звуковой раздражитель с его визуальными параметрами, в результате чего достоверные представления об окружающих предметах у них не формируются должным образом. Слепые малыши дольше, чем зрячие, могут держать в руках один и тот же предмет. Они не переключают внимание при появлении новой игрушки, которую держит взрослый, поскольку попросту её не видят. Однако основами речевой деятельности такие дети овладевают, как правило, в положенный срок. И именно слово впоследствии становится для них ключевым способом освоения действительности. Как единогласно подчёркивают специалисты, вербальное и интеллектуальное восприятие у слепых малышей начинает выполнять заместительную функцию, компенсируя отсутствующее зрение.

Целенаправленное воспитание

Исходя из имеющихся особенностей, крайне важным становится правильное выстраивание воспитания, которое должно учитывать все значимые нюансы. Родителям необходимо осознавать, что слепота обуславливает крайне скудные представления ребёнка о предметах и объектах, находящихся как в месте проживания, так и за его пределами.   Отсутствие визуального опыта нередко приводит к тому, что не видя ни себя, ни других со стороны, такой малыш начинает часто совершать однообразные стереотипные движения, способные войти в привычку. Слепота и слабовидения выступают причинами и весьма затруднённой ориентации в пространстве, вызывающей неуверенную, семенящую походку, неправильную постановку стопы,, нарушения осанки и т.д. Для того, чтобы устранить все эти негативные последствия дисфункций в работе органов зрения, нужно придерживаться правильной стратегии специального воспитания, которая может вполне успешно скорректировать все подобные отклонения.

Она должна включать в себя, прежде всего, активное речевое взаимодействие с ребёнком с постоянным использованием тактильных ощущений. Слепому малышу жизненно необходимо много читать вслух, а с момента появления ответной словесной реакции и рассказывать о том, как выглядят окружающие объекты (шкаф, диван, кроватка, игрушки, деревья, клумбы, тротуары и т.д.). При возможности всё, что целесообразно, следует давать ему потрогать, изучив движением рук поверхность и форму той или иной вещи. Освоить с ребёнком стоит и различные считалочки и потешки, предусматривающие активные движения пальчиков рук. Это будет способствовать развитию мелкой моторики, напрямую связанной с улучшением интеллектуальной деятельности. Постепенно следует овладевать и азами правильной ориентации в пространстве, обращая внимание на то, чтобы малыш при этом соблюдал правильную осанку и двигался уверенно. Всё это, как утверждают тифлопедагоги, способно сделать развитие незрячего ребёнка более интенсивным и гармоничным, грамотно перераспределяя акценты в процессе реабилитации, помогающие ему доступными способами преодолевать трудности. Своевременная адаптация когнитивной составляющей воспитания к особенностям малыша позволяет сформировать у него основы полноценной интеллектуально-психической деятельности, благодаря чему он впоследствии сможет стать здоровой, разносторонней и интересной личностью.


Читайте также:
Все статьи
  • 14.03.2023
    Особенности взаимодействия с людьми, имеющими нарушения зрения: правила поведения для окружающих
  • 23.11.2022
    Нарушение зрения у ребёнка: как распознать?
  • 10.02.2022
    На заметку воспитателям: дети с нарушением зрения в ДОУ
  • 18.01.2022
    Причины нарушения зрения у детей