Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения
Погружение в состояние тревожности, к сожалению, очень часто сопровождает процесс взросления детей с полной или частичной потерей зрения, накладывая негативный отпечаток на их личностное развитие. Как этого избежать, обеспечив ребёнку максимальное психологическое благополучие, рассказываем в сегодняшнем материале.
Причины появления тревожности
Как отмечают психологи, любое существенное нарушение в работе одной из жизненно важных систем организма неизбежно приводит к изменению поведенческих реакций, причём зачастую плохо контролируемому самим человеком. Не является исключением и инвалидность по зрению, наиболее острое переживание которой (при выявлении в детстве) приходится как раз на подростковый период. В это время ребёнок начинает идентифицировать себя в обществе, анализируя свои особенности и задумываясь о том, как с ними приспособиться к жизни. Нередко самооценка идёт в разрез с ограниченными возможностями здоровья, порождая внутренние конфликты и заставляя пытаться абстрагироваться от имеющейся инвалидности. Опыт самостоятельного нахождения в различных местах (школе, общественном транспорте и т.д.) также может вызывать негативные эмоции, поскольку рано или поздно любому человеку приходится сталкиваться с различными неприятными ситуациями. Довольно сильно могут переживаться и проблемы в общении с одноклассниками, преподавателями и даже родными. По сути, все эти стадии взросления проходят и условно здоровые дети с той лишь разницей, что незрячий ребёнок, вследствие имеющихся у него ограничений по здоровью, становится более эмоционально уязвимым, нуждаясь в особом внимании и поддержке.
Как избавиться от тревожности у подростков с проблемами зрения?
Если мер по борьбе с развитием тревожности не принять своевременно, то она станет привычным состоянием для подростка, в будущем превратившись в одну из главных черт его характера. Это чревато тем, что вместо нормального дальнейшего взросления и интеграции в жизнь социума юный инвалид по зрению будет стараться избегать общества, долго и навязчиво переживая любое соприкосновение с ним. Очевидно, что в таком случае речи о полноценной психосоциальной реабилитации быть не может. Избежать этого можно, лишь оказав подростку с нарушением зрения нужную помощь при наблюдении у него хотя бы первых признаков данного состояния.
Главными принципами преодоления тревожности являются следующие:
-
внимательное отношение к проблемам ребёнка и обсуждение их с ним самим;
-
формирование у подростка позитивного отношения к жизни с чётким пониманием того, что любые трудности преодолимы посредством рационального подхода к решению проблемных ситуаций;
-
постоянное взаимодействие родителей с преподавателями образовательного учреждения, в котором ребёнок учится, для консолидации усилий по улучшению его психологического состояния;
-
помощь в освоении новых навыков социального и бытового самообслуживания, овладение которыми поможет подростку стать более уверенным в себе;
-
посещение вместе с ребёнком психолога (желательно знакомого с азами тифлопедагогики), который сумеет подобрать максимально безопасные и эффективные методы коррекции поведения.
По сути, главное, что необходимо сделать при выявлении у подростка с проблемами зрения состояния тревожности, – это определение причин его возникновения и их устранение. Для этого целесообразно, прежде всего, попытаться выяснить у самого ребёнка, что его волнует, а затем уже начинать искать пути решения проблем. Очень важно, чтобы особенный подросток понял, что он не останется наедине со своими трудностями, а всегда сможет, рассказав о них близкому человеку, получить ценный совет. Родителям же такого ребёнка, при отсутствии нужных знаний о преодолении тех или иных бытовых сложностей у инвалидов по зрению, нужно не замыкаться в себе, а встречаться со специалистами профильных организаций, занимающихся реабилитацией незрячих и слабовидящих (преподавателями коррекционных школ, сотрудниками специальных библиотек, региональных отделений Всероссийского общества слепых и др.).
Много полезного могут дать и беседы с родными таких же детей, поскольку обмен личным опытом всегда бесценен. Обсуждение волнующих тем и совместные поиски решения злободневных проблем – вот фундамент, на котором обязательно получится построить не только психологическое благополучие подростка с нарушением зрения, но и всю его дальнейшую интеграцию в общество. Вместеможно достичь всего! И в данном случае это не вдохновляющая мотивировка, а самая что ни на есть подлинная реальность.