// Дети с особенностями развития
Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Когда в семье рождается слепой ребенок, перед родителями возникает непростая задача: создать все условия, чтобы он активно развивался физически и психически. Следует понимать, что уже с самого момента появления на свет двигательная сфера крохи очень тесно связана с развитием восприятия посредством зрения. Где-то с полугода ведущая роль в формировании двигательных навыков отводится глазам.


У детей, имеющих нарушения зрения, физическое развитие происходит с опозданием. Они осваивают навыки ходьбы ориентировочно в 2-2,5 года. У таких малышей может отсутствовать самоконтроль, саморегуляция движений, что сказывается на координации.

Среди иных особенностей развития слабовидящих и слепых детей стоит назвать:

  • сложности при ориентировании в пространстве;
  • сниженный темп выполнения задач;
  • нарушение ловкости и ритмичности;
  • проблемы с двигательной активностью.

У таких малышей низкий уровень развития мелкой моторики, уменьшена осязательная чувствительность. Им сложно себя обслуживать, наблюдается задержка развития готовности руки к письму. Особой тренировки требуют пальчики, потому как от них зависит речь ребенка.

Первые важные навыки

Обучение ориентировке в окружающем пространстве начинается с первых дней жизни.

Для слепых детей этот процесс должен быть поэтапным.

Сначала малыши изучают части своего тела, учатся поднимать голову, переворачиваться на животик и спину. Без помощи родителей эти навыки освоить сложно. Мамы, папы побуждают слепых детей совершать необходимые движения путем прикосновения к ним и подавая звуковые сигналы. Что могут делать родители? Сгибать ножки ребенка в коленях, поднимать туловище, вращать голову и др. Все подобные манипуляции обязательно должны совершаться ласково и нежно.

Затем дети учатся «понимать» части тела другого человека. На этом этапе нужно позволять малышу дотрагиваться до лица человека, который к нему наклоняется, до его рук и т.д.

После освоения поднятия головы, выпрямления спины малыш учится опираться на руки. Здесь хорошо помогают занятия на мяче.

Где-то на 4-6 месяце жизни появляются навыки равновесия. Важно научить кроху качаться, хвататься за пальцы, тянуться к звенящим игрушкам. После этого можно переходить к обучению положению «сидя» и со временем — к ползанью на четвереньках. Незрячие дети, когда слышат ласковый голос мамы, стараются до нее дотянуться. Задача родителя: поставить дитя на четвереньки, положить перед ним приятно звучащую игрушку, нежно подталкивать сзади и одновременно двигать игрушку вперед.

Следует знать, что когда слепые дети натыкаются на острые углы мебели, когда падают, они могут напугаться. Важно обеспечить безопасную среду для физического развития малыша.  

Когда родители обучают ребенка передвигаться ножками, тоже важна манипуляция телом маленького исследователя. Специалисты советуют натянуть веревку из одного угла комнаты в другой, на уровне пояса ребенка. С ней детям легче учиться передвигаться.

И главное, каждый этап познания мира должен сопровождаться речевым контактом с родным человеком.

Упражнения для физического развития особенных детей

Есть много разных упражнений, рекомендованных для физического развития детей, у которых диагностированы нарушения зрения. Большую часть их можно спокойно выполнять в домашних условиях

Варианты упражнений:

  1. Ходьба на месте и ходьба с продвижением вперед на протяжении 1-2 минут. Исходное положение: приподнятый подбородок, расправленные плечи, подтянутый живот.
  2. Ходьба с поднятием и опусканием рук. Задача: поднять руки и пройтись на носочках, затем руки опустить и пройтись на полной стопе. Достаточно 3-4 повторений.
  3. Разные виды шагов: «медвежий» (перемещение с выносом вперед сначала левой руки, а после – правой), «гусиный» (передвижение в приседе, ладони на коленях, спина прямая), «птичий» (прыжки вперед на ноге, вторая согнута, рука держит ее за щиколотку).
  4. Вращения туловищем.
  5. Наклоны вперед-назад.

В комплекс занятий обязательно нужно включать пальчиковую гимнастику и дыхательные упражнения.

Важно понимать, что взрослые обязательно должны показывать ребенку с нарушенным зрением, как выполнять движения посредством манипулирования телом, ногами, руками. Тогда у малыша будет сформирован тактильно-кинестетический образ, и он поймет, что от него хотят.

И, конечно, следует учитывать противопоказания при занятиях спортом. К примеру, при отдельных заболеваниях глаз запрещено делать прыжки, нельзя поднимать тяжелые предметы и пр.