Как научить незрячего ребенка пользоваться туалетом и ванной самостоятельно
Умение незрячего малыша самостоятельно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры, необходимые при осуществлении естественных потребностей организма, является важным залогом на пути к его социально-бытовой реабилитации и обретению независимости от посторонних.
Помочь ребенку овладеть им
Реализовать всё это на
-
Снабдите двери туалета и
ванной специальными опознавательными на ощупь пометками. Это могут быть тканевые «повязки», резинки для волос, ленты и даже брелоки. Ограничений здесь нет, а руководствоваться целиком и полностью можно в том числе собственной интуицией и фантазией. Главное — чтобы малыш легко мог найти прикреплённые значки, моментально убедившись в том, что он пришёл правильно. -
Постарайтесь сделать дорогу к
помещениям санузла совершенно свободной и безопасной. На ней не должно находиться никаких посторонних предметов или мебельных атрибутов. В противном случае ребёнок будет каждый раз спотыкаться о них, испытывая при этом исключительно негативные эмоции. Впрочем, соблюдение данного правила очень полезно для удобства и условно здоровых членов семьи, т.к. значительно упрощает и улучшает организацию быта. -
Сделайте само нахождение незрячего ребёнка в
ванной и туалете комфортным и лёгким. Для этого, если малышу трудно дотягиваться до унитаза и раковины, расположите перед ними удобные ступеньки и научите его ими пользоваться. Это предполагает демонстрацию того, с какой стороны на ступеньку лучше подниматься, куда поворачиваться дальше и каким образом осуществлять все необходимые действия. -
Установите и
соблюдайте строго определённый порядок в расположении предметов в ванной и туалете. Всё, чем пользуется незрячий ребёнок, должно всегда находиться на своём месте. Это касается и туалетной бумаги, и мыла, и полотенца, и шампуня, и мочалки, и зубной пасты. Так малыш сможет легко найти необходимую ему вещь, что позволит ему справиться с осуществлением своих биологических потребностей намного быстрее. -
Родители незрячих мальчиков могут столкнуться с
дополнительными трудностями при обучении сыночков писать стоя. Если у малыша есть хотя бы небольшой остаток зрения, ободок унитаза можно снабдить цветовым обозначением контрастного характера, которое поможет ему правильно прицелиться. В случае же, когда мальчик не видит совсем, определять направление ему придётся, слегка дотрагиваясь до унитаза. Эффективным приёмом при освоении подобных навыков является техника «рука в руке». Готовыми родителям также стоит быть к многократному напоминанию ребёнку о необходимости поднимать сидение унитаза при решении рассматриваемой задачи, а если по забывчивости этого всё же не было сделано, — к умению устранить последствия. -
Приобщать ребёнка старше трёх лет можно и
к стирке загрязнённой одежды в случаях, когда он не успел добежать до туалета. Ему следует объяснить, куда кладутся грязные штанишки, как можно быстро отстирать нужное место, с помощью чего протереть пол при необходимости. Конечно, многие родители жалеют своих незрячих детей и часто убирают за ними сами, но это является недальновидным решением, поскольку ребёнок так рискует привыкнуть к тому, что ему ничего не нужно делать, и укорениться в пассивном отношении к происходящему. В будущем это приведёт к развитию бытовой неаккуратности и неспособности жить самостоятельно, поддерживая должный уровень чистоты. -
Очень важным является и
адаптация незрячего малыша к пользованию туалетом в общественном месте. Дети родителей, не уделяющих этому никакого внимания, нередко испытывают страх перед длительным пребыванием в незнакомых местах, не зная, что делать, если их застанет нужда. Для избегания подобного сценария следует объяснить ребёнку, где и как чаще всего располагаются нужные предметы в помещениях санузла: к примеру, бумага — слева или справа,кнопка или ручка для смывания — на бочке, соответственно этому, её нужно нажимать или тянуть вверх и т.д. Для наглядности стоит даже, выбрав наиболее чистое место (кафе, торговый центр и т.п.), в немноголюдный день специально посетить его с незрячим ребенком, обследовав всё интересующее пространство тактильно. Это придаст ему уверенности в себе, а родителям — спокойствия относительно того, что их чадо уже примерно представляет, как следует начинать ориентироваться в общественном туалете. -
Акцентируйте внимание ребёнка на
мелочах. К примеру, малыш должен привыкнуть справлять биологические потребности в туалете с закрытой дверью, выходить из него уже полностью одетым, хорошо мыть руки в умывальнике и тщательно вытирать их полотенцем. Эти навыки, усвоенные в раннем возрасте, будут способствовать формированию у мальчиков и девочек стремления к чистоплотности и уважительному отношению к нормам культурного поведения.
Несомненно, перед тем, как незрячий ребёнок научиться пользоваться туалетом и
Автор: Лейла Каппушева — журналист и эксперт проекта «Доступная среда», лауреат Премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи.
