// Дети с особенностями развития
Как музыка помогает в развитии незрячего ребёнка?

Правильное воспитание ребёнка, не имеющего зрения, – важнейшая задача, на которой должны сосредоточиться родители и преподаватели для того, чтобы он сумел стать полноценной личностью и полностью самореализоваться  в жизни. Какое место в этом процессе занимает музыка и как это можно использовать, рассказываем в сегодняшнем материале.


Познание через музыку

Серьёзные нарушения зрения неизбежно приводят к обострению слухового анализатора, который начинает выполнять компенсаторную функцию. Это значит, что слепой человек, вне зависимости от его возраста, поневоле начинает придавать звуковым раздражителям гораздо большее значение, чем обычные (зрячие) люди, воспринимая акустическую составляющую жизни как важнейший источник информации. Естественно, что при подобном стечении обстоятельств музыкальное, или слышимое, искусство приобретает огромное психофизическое влияние на инвалида по зрению, становясь для него новым способом освоения реальности.

Как взгляд на картину вызывает в голове зрячего человека множество разнообразных ассоциаций, усиливая работу воображения, так и прослушивание музыкального произведения у слепых людей оказывается важнейшим стимулом переживания нового эмоционального опыта, способствуя более полноценному становлению личности. Вот почему начинать приобщать незрячего ребёнка к музыке следует как можно раньше, чётко осознавая, что это для него равносильно просматриванию картинок и приобретению навыков рисования, которые так важны для условно здоровых детей.

Как подружить слепого малыша с миром музыки?

Для начала следует приступить к постепенному вхождению данного вида искусства в повседневную жизнь ребёнка. Да, конечно же, детские песенки и колыбельные – это тоже неотъемлемая часть музыкального воспитания, но всё же к ней обязательно стоит добавить прослушивание настоящих сокровищ мировой культуры: сперва это могут быть произведения Моцарта или Шопена, а по мере взросления малыша знакомить его станет целесообразно и с более сложными творениями других композиторов.

Безусловно, приобщать незрячего ребёнка следует к совершенно различным жанровым разновидностям музыкального искусства, о которых он непременно должен иметь представление. Важно слушать вместе с ним и народную музыку, и инструментальную, и оркестровую, по возможности давая ребёнку соответствующие комментарии о названии, устройстве и свойствах звучащего инструмента, «голос» которого он сейчас слышит, а также об имени, жизни и творчестве композитора, чьё произведение исполняется. При наступлении же школьного возраста следует подумать и о том, чтобы подобрать для незрячего мальчика или девочки хороший музыкальный кружок или музыкальную школу. Подобное увлечение в будущем вполне способно вылиться в получение достаточно престижной профессии, которая может открыть перед слепым ребёнком довольно широкие горизонты.

Композитор, исполнитель, певец, преподаватель музыки – все эти профессии, как показывает сама жизнь, прекрасно доступны для незрячих людей. Андреа Бочелли, Стиви Уандер, Диана Гурцкая и многие другие уже давно доказали всему миру, что добиться успеха в творчестве можно, даже не имея зрения. Разумеется, не нужно требовать от ребёнка стать профессиональным музыкантом и посвятить всего себя данному виду искусства, особенно если этого он сам не хочет, но в любом случае хотя бы предоставить ему возможность просто погрузиться в удивительный мир звуков и нот однозначно будет очень полезно.

Занятия музыкой обязательно будут способствовать более интенсивному развитию слуха, который очень пригодится впоследствии при самостоятельном передвижении по улице. Умение правильно определять место дислокации звукового источника и различать его в большом шумовом потоке при скоплении людей и машин – едва ли не самый главный залог успешной ориентировки и собственной безопасности для незрячего пешехода. Кроме того, помимо всего прочего, знакомство с музыкой в детском возрасте – это прекрасный способ расширения кругозора, благодаря которому ребёнок начинает быстрее формироваться как разносторонне развитая личность с богатой эрудицией и высокой коммуникативной активностью. А без всего этого вряд ли возможно полноценное раскрытие собственного потенциала человека как в профессиональной, так и в личной сфере.

Товары в нашем каталоге