// Родителям незрячих детей
Можно ли обойтись без гиперопеки незрячего ребёнка?

Окружение слепого малыша, а затем и подростка чрезмерной заботой и контролем – беда многих любящих родителей. С одной стороны, это, разумеется, можно понять, поскольку, столкнувшись с инвалидностью своего ребенка, мамам и папам в течение долгих лет приходится преодолевать своё шоковое состояние. Однако с другой – подобную проблему важно решить как можно раньше, чтобы её существование не мешало полноценному развитию формирующейся личности. Как это сделать – расскажем в сегодняшнем материале.


К чему может привести гиперопека

Оберегание незрячего малыша от встречи с любыми опасностями в первые годы жизни является оправданным и логичным, но, к сожалению, по мере его взросления в мышлении ближайших родственников очень часто ничего не меняется, и они также скрупулёзно продолжают препятствовать любым проявлениям самостоятельности особенного ребёнка, стараясь всё и всегда выполнять за него. Как нетрудно догадаться, это зачастую оборачивается тем, что слепой ученик младших классов обычной или коррекционной школы не умеет без посторонней помощи одеваться, есть, делать уроки, ориентироваться в пространстве и т.д. «Пойдём кушать, садись — сделаем домашнее задание, давай оденемся, не подходи к печке сам — обожжёшься, не бери нож — порежешься, не ходи в душ — заболеешь...» — именно эти фразы и следующие за ними соответствующие действия фактически оборачиваются для незрячего ребенка медвежьей услугой, справиться с последствиями которой ему бывает непросто. В итоге вырастает человек с инвалидностью, полностью зависимый от окружающих и не приспособленный к решению никаких бытовых задач. Однако самым печальным является то, что невольно привитые заботливыми близкими с детства страхи укореняются в его сознании, начиная руководить поведением и привычками уже во взрослой жизни. Если хотя бы на мгновенье по-настоящему задуматься о том, что родители не вечны, а у сестёр, братьев, тётей и дядей всегда будет (и должна быть) своя жизнь, то становится очевидно, что осознанный отказ от гиперопеки — это самый правильный вклад в благополучное будущее незрячего ребёнка, в котором он не будет обречён на постоянное ожидание помощи от других, а сможет заботиться о своих потребностях самостоятельно, ощущая себя сильным и независимым.

Как избежать гиперопеки

Как отмечают специалисты, избежать всех довольно плачевных последствий гиперопеки можно, вовремя грамотно расставив приоритеты. Осуществить это проще всего, выполняя следующие рекомендации:

  • Начинайте обучать незрячего ребёнка овладению навыками бытовой самостоятельности с того же возраста, с которого аналогичным действиям учатся его условно здоровые сверстники. Если у малыша есть только физические ограничения, связанные с потерей зрения, в своём интеллектуальном развитии он ничем не уступает ровесникам, а потому вполне способен быть осторожным и слушаться советов взрослых. При этом важно помнить, что из-за отсутствия визуального опыта решение той или иной задачи может даваться незрячему человеку намного труднее, и на успешное усвоение навыка часто требуется больше времени. Однако дополнительные минуты и даже часы, потраченные родителями на разучивание с малышом нужного алгоритма действий, в будущем окупятся сторицей, избавив маму и папу от необходимости ежедневного проделывания этой операции с взрослеющим чадом и подарив им чувство спокойствия и уверенности.

  • Доставать себе пищу из холодильника, накладывать её в тарелку, есть, пить, пользоваться всеми столовыми приборами, самостоятельно мыться и одеваться — всё это незрячий ребёнок должен уметь делать к возрасту 6-7 лет. Иначе он не сможет полноценно учиться ни в коррекционном, ни в общеобразовательном учреждении, а один из родителей будет вынужден отказаться от своей собственной жизни и повсюду за ним следовать. Это же касается и самостоятельного приготовления пищи на газе, как пользоваться которым даже тотально слепому подростку необходимо подробно объяснить с перечислением всех правил предосторожности и возможных причин возникновения опасных ситуаций. Однако делать это важно в исключительно конструктивном ключе, формируя у ребёнка не страх и нежелание подходить к плите, а стремление достичь нужного уровня мастерства в овладении требуемыми навыками.

  • Однозначно не стоит при поступлении в школу выполнять все домашние задания вместе с ребёнком. Обучение — это зона его ответственности, а потому и все оценки он должен получать лишь за свои, а не мамины или папины заслуги, стремясь к лучшему результату. Самостоятельность в учебном процессе позволит особенному ученику быстрее развить необходимые навыки и научиться усваивать новые знания. Лучше пусть он приносит из школы тройки и двойки, чем незаслуженные пятёрки и замечания от учителей о неуспеваемости во время классной работы. При необходимости ребенку следует помочь в практическом осмыслении того действия, которое вызывает у него наибольшие затруднения, если потребуется, выполняя с ним упражнения по тренировке нужного навыка. К примеру, слепым детям нередко достаточно трудно даётся умение быстро ориентироваться в брайлевском приборе для письма, что мешает им оперативно записывать и прочитывать изучаемый материал. Лучшей помощью ребёнку в таком случае станет не совместное выполнение с ним всех уроков, а тренировка в перемещении по прибору с нахождением нужных строк и символов грифелем. По аналогичному принципу качество запоминания информации следует тренировать не чтением вслух и прослушиванием аудиоматериалов, к которому нередко прибегают мамы незрячих детей, а стимулированием к самостоятельному взаимодействию с брайлевскими книгами. Это поможет приобрести быструю скорость прочитывания рельефно-точечной литературы, научиться лучше усваивать содержание, развить мелкую моторику, повысить уровень грамотности и, как следствие, обогатить речь и кругозор.

  • Практически с самых первых классов школы незрячего ребёнка следует учить самостоятельно передвигаться с тростью за пределами дома. Умение правильно распознавать ориентиры (бордюры, стены, газоны и т.д.) и пользоваться ими позволит в дальнейшем легко и быстро осваивать маршруты для передвижения без какой-либо посторонней помощи. Помните, что любые стеснения по этому поводу лишь тормозят развитие взрослеющего инвалида по зрению, отсрочивая овладение им жизненно необходимыми навыками. Выходить на улицу совершенно самостоятельно вашему слепому ребёнку всё равно понадобится рано или поздно, и вопрос будет лишь в том, насколько он окажется подготовленным к этому моменту. Поэтому чем раньше незрячий подросток усвоит базовые техники хождения с тростью и получит достоверные представления о главных объектах городской инфраструктуры, включая расположение улиц, поликлиник, школ, магазинов, жилых домов, банков и т.д., тем легче ему будет вступать во взрослую жизнь. Активность и независимость — вот два краеугольных камня внутреннего равновесия незрячего человека, без которых невозможно его нормальное существование.

В целом, каким бы сложным на первый взгляд не казалось решение всех этих задач, приступать к нему следует, вооружившись достаточным запасом терпения, с твёрдым намерением добиться желаемого результата. При возникновении трудностей и незнании способов их преодоления целесообразно обратиться к тифлопедагогам коррекционных образовательных учреждений, специалистам региональных отделений Всероссийского общества слепых, сотрудникам профильных реабилитационных центров и т.д. Они, скорее всего, легко смогут подсказать верные решения и оказать нужную психологическую поддержку. Помните, незрячих людей, реализующих подавляющее большинство своих потребностей совершенно самостоятельно, — тысячи, а потому и ваш ребёнок вполне сумеет войти в их число. Не окружайте его лишь чрезмерной опекой и системой неоправданных страхов — именно они подчас становятся самым главным препятствием на пути к нормальной жизни, устранить которое взрослому инвалиду гораздо сложнее. Самостоятельность слепого ребёнка — главный оплот душевного равновесия его родителей, уверенных в том, что, даже если с ними что-либо случится, их любимое чадо сможет не только позаботиться о себе, но и помочь своим близким, являясь полноценным участником всех жизненных процессов.


Читайте также:
Все статьи
  • 30.01.2024
    Детские игрушки для незрячих
  • 22.01.2024
    Как адаптировать дом или квартиру для незрячего и слабовидящего ребёнка?
  • 18.01.2024
    Забота о безопасности слепых и слабовидящих детей в домашней обстановке
  • 15.01.2024
    Домашние дела для вашего слепого или слабовидящего ребёнка
  • 21.04.2022
    Льготы для незрячих и слабовидящих: это должен знать каждый!