// Родителям незрячих детей
Буллинг и насилие: как справиться с травлей ребёнка-инвалида?

Неадекватное отношение к людям с инвалидностью со стороны общества, к сожалению, по-прежнему существует, и, как показывает практика, его не достаточно трудно искоренить. Однако если к простому нежеланию общаться и находиться рядом многие инвалиды уже давно относятся иронически, в свою очередь тоже избегая подобных индивидов, неприятие часто доходит до крайних форм, представляющих опасность для здоровья и жизни.


Периодически в СМИ появляются ужасающие сообщения о том, что группа подростков или взрослых нетрезвых товарищей в течение продолжительного времени жестоко издевалась над инвалидом, упиваясь тем, что он не может за себя постоять. И хуже всего, что нередко объектом подобных измывательств становятся дети с нарушениями здоровья, часто оказывающиеся совершенно беспомощными против грубой силы. Помимо того, что ребёнок-инвалид может получить в ходе этого дополнительные тяжкие увечья, не меньшим злом для него оказывается и серьёзная психологическая травма, которая способна существенно сузить его и так ограниченные возможности. Для того, чтобы эффективно противостоять данной угрозе, как отмечают психологи, родителям необходимо уделять ребёнку должное внимание, при возникновении характерных трудностей руководствуясь следующими рекомендациями:

  • Если вы заметили, что ваш сын и дочь не хочет идти в детский сад или школу, обязательно мягко поинтересуйтесь о причине подобного поведения и при понимании, что ребёнок что-то скрывает, постарайтесь это выяснить.
  • В случае, когда чадо открыто жалуется на агрессию других детей, проявите чуткость и узнайте все подробности происходящего. Родители, которые в подобных ситуациях открещиваются от ребёнка со словами"ты должен решить это сам", обрекают особенного подростка на неизбежность терпеть издевательства и дальше, что рано или поздно закончится настоящей трагедией. Узнав же всю необходимую информацию об обидчиках (имена, фамилии, внешность, место учёбы и т.д.), мамы и папы вступают на путь спасения собственного ребёнка, давая ему чувство защиты и безопасности.
  • Если для выяснения причин и сущности происходящего нужно проверить соцсети дочери или сына, сделать это следует без колебаний, поскольку часто именно там разворачивается целая драма.
  • Даже если ничего выяснить не удалось, а признаки того, что ребёнок подвергается буллингу на лицо, необходимо серьёзно поговорить с педагогами, администрацией школы и другими родителями. Ситуация обязательно должна быть поставлена на контроль со стороны всех имеющих отношение к воспитанию детей организаций. Возможно, ребёнка придётся какое-то время с особой тщательностью приводить в школу и забирать оттуда, и этим уж точно не стоит пренебрегать.
  • Если же личности уличённых в буллинге удастся установить, то очень важно проследить за тем, чтобы к каждому из них были применены соответствующие меры со стороны руководства и преподавательского состава школы.
  • В том же случае, когда ребёнку было нанесено хотя бы какое-то физическое увечье, нужно безотлагательно обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением.

По единогласному утверждению специалистов, инцидентам, вызванным травлей особых детей, никогда нельзя бояться предать огласку, поскольку безнаказанность только подстрекает агрессоров на новые выпады. Буллинг очень важно быстро и чётко пресечь, иначе и ребёнок-инвалид, и его родители, будут находиться в постоянном состоянии страха, которое лишь усилит их желание отгородиться от внешнего мира.

Также особое внимание следует уделить и профилактике травли, которая должна основываться на воспитании в самом особенном малыше уверенности в себе и своих силах, смелости, открытости к миру и умения делиться с мамой и папой своими проблемами. Как показывает статистика, жертвами травли в основном становятся робкие, не привыкшие отстаивать свои интересы дети. Склонные же к жестокости условно здоровые подростки, как правило, не осмеливаются нападать на тех, кто не раз показывал, что может дать сдачу.

Буллинг является проблемой не одного человека, а всего общества в целом, поэтому и справиться с ним можно только совместными усилиями, что требует предельной консолидации от родительского сообщества и педагогического состава. Каждому ребёнку необходимо вовремя объяснять, что проявление силы по отношению к заведомо слабому, на самом деле является трусостью и подлостью, тогда как взаимная помощь и взаимное уважение дарит много радости и душевного тепла, принося пользу всем сразу. Также рассказывать нужно и о том, что физическая или ментальная инаковость должны быть не поводом к ненависти или отторжению, а лишь сигналом о том, что такой человек может нуждаться в дополнительной помощи, поскольку испытывает трудности даже в решении привычных задач. Если всё это действительно станет обязательной частью воспитательной работы как в школе, так и в семье, случаев с травлей будет происходить гораздо меньше, а подлинная инклюзия прочно войдёт в жизнь социума на правах неотъемлемой её составляющей. Предотвратить проблему, как известно, всегда легче, чем справиться с её последствиями.


Читайте также:
Все статьи
  • 13.09.2024
    Как развивается инклюзивное образование в России?
  • 30.08.2024
    Советы родителям незрячих и слабовидящих детей
  • 02.08.2024
    Психология: детская дружба
  • 26.04.2024
    Почему получение ТСР по электронному сертификату – это выгодно и удобно?