// Родителям незрячих детей
Как развивается инклюзивное образование в России?

Инклюзивное образование — это модель обучения, при которой учащиеся с различными формами инвалидности получают возможность приобретать новые знания и умения вместе с условно здоровыми участниками образовательного процесса. Иначе говоря, в один и тот же детский сад, школу или вуз ходят одновременно и те, у кого есть ограничения по здоровью, и те, у кого их нет.


Очевидно, что у подобной модели образования есть как свои преимущества, так и недостатки, которые однозначно необходимо учитывать при её рассмотрении. Так, к числу несомненных достоинств инклюзивного обучения относится накопления ценного опыта взаимодействия с людьми, имеющими совершенно разное состояние здоровья, у всех принимающих в нём участие субъектов, формирование инклюзивной культуры, совершенствование доступности инфраструктуры, а также выработку у преподавателей и учеников новых алгоритмов решения важных задач. Ясно, что для реализации данной модели на практике выбранное для этого образовательное учреждение должно максимально соответствовать всем требованиям инклюзии, включая полную архитектурную адаптацию и приспособленность методических модулей к полноценному развитию особенных учащихся. Это предполагает создание целой совокупности жизненно важных условий, сосуществовать в которых будет комфортно всем участникам образовательного процесса. Как отмечают сами родители детей-инвалидов, выбирать именно такую траекторию для своего ребёнка их побуждает надежда на то, что с детства обучаясь с детьми, имеющими другие особенности или вовсе их не имеющими, поможет ему в будущем научиться лучше выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, быть коммуникативно успешным и более приспособленным к преодолению трудностей. Конечно, неотъемлемой составляющей эффективного инклюзивного образования является и хорошая подготовка кадров, без которой воплощение в жизнь идеи совместного обучения «обычных» учащихся и инвалидов оказывается невозможным. Это делает особенно актуальными такие задачи, как беспрепятственное получение учителями специального образования, включающего кейсы по освоению стратегий взаимодействия с учениками, имеющими различные физические и ментальные нарушения здоровья, а также становление института сопровождения воспитанников, школьников и студентов с инвалидностью на всём протяжении их нахождения в стенах образовательного учреждения, где они всегда могут воспользоваться помощью тьюторов, психологов и т.д. И, хотя такая работа продолжает вестись на разных уровнях образовательной системы, говорить о её завершении ещё весьма преждевременно.

Главными минусами инклюзивного образования по-прежнему остаются отсутствие необходимых условий доступности в отдельных образовательных учреждениях, особенно в относительно некрупных населённых пунктах, неумение преподавательского состава успешно взаимодействовать с детьми-инвалидами, а также психологические барьеры, препятствующие выстраиванию успешной коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Сами учителя зачастую не хотят нагружать себя дополнительной работой по поиску и реализации методик инклюзивного обучения, а условно здоровые одноклассники и их родители оказываются не готовыми к принятию тех, кто по состоянию здоровья значительно отличается от них. Разумеется, по закону, отказать в приёме особенного ребёнка в обычный детский сад или школу, можно только на основании действительного отсутствия мест или неудовлетворительной сдаче вступительных испытаний, если таковые имеются, хотя на деле администрации образовательных организаций часто стараются сослаться и на сложность в обеспечении специальных условий, которую, однако, они обязаны устранить самостоятельно, на что государством предусмотрено выделение дополнительного финансирования. В результате на практике родители особых детей гораздо охотнее отдают их в коррекционные детсады и школы, будучи уверенными в том, что там ребёнок сразу попадёт в благоприятную среду и проблем с его адаптацией удастся избежать.

Как отмечают специалисты, такое мнение зачастую также является ошибочным, поскольку привыкать к новому месту и новым занятиям в любом случае легко не будет, а стремление предотвратить столкновение с трудностями не способствует выработке навыков их преодоления. По единогласному мнению экспертов, выбирая учебное заведение для сына или дочери с инвалидностью, мамам и папам следует опираться, прежде всего, на индивидуальные особенности здоровья своего чада, предполагаемые дальнейшие направления его развития и финансовые возможности самой семьи. Если коррекционное образовательное учреждение находится не так далеко и родители всегда смогут до него добраться (а это реально может понадобится) относительно быстро, то, вероятно, что определить ребёнка можно и туда. Однако в том случае, когда в том же городе спецшколы или детского сада всё-таки нет, а мама и папа, к примеру, не обладают личным транспортом для беспрепятственных междугородних поездок, то, скорее всего, стоит подумать о поступлении ребёнка в обычное учебное заведение, предварительно пройдя медико-психолого-педагогическую комиссию и установив контакт с администрацией того учреждения, где будет обучаться малыш. В последнее время всё-таки наметилась тенденция адекватного отношения со стороны руководства и преподавательского состава школ к появлению в их стенах особенных учеников. Поэтому очень важно не отгораживаться от внешнего мира, боясь контактов с ним, а смело приступать к реализации намеченных планов, помня о том, что случаев успешного инклюзивного обучения детей с инвалидностью в обычных образовательных организациях уже достаточно много. Вероятность того, что именно ваш ребёнок сможет прекрасно адаптироваться к получению знаний по такой модели по-настоящему высока, а потому пробовать эту возможность, несомненно, стоит. Как известно, трудности делают нас сильнее, а вечные поиски лёгких путей лишают уверенности в завтрашнем дне, значительно усложняя всю нашу жизнь. Утверждения, проверенные временем.


Читайте также:
Все статьи
  • 19.07.2024
    Инклюзивные детские лагеря: куда отправить на отдых ребёнка с ОВЗ?
  • 05.07.2024
    Инклюзивное образование: как поступают в вузы незрячие студенты?
  • 27.03.2024
    Инклюзивный спорт: в какие игры играют незрячие?