Советы родителям незрячих и слабовидящих детей
<p>Появление ребёнка с инвалидностью по зрению является серьёзным испытанием для всей семьи, справиться с которым, однако, не так уж и сложно, если сразу же придерживаться правильной тактике поведения. Одним из её фундаментальных условий, как отмечают специалисты, выступает не долговременное переживание ситуации с отчаянием, унынием и самобечеванием, а чёткое осознание факта наличия у малыша определённых физических ограничений и нахождения способов их преодоления. По единогласному мнению тифлопедагогов, главная задача родителей заключается не в окружении слепого или слабовидящего ребёнка всепоглощающей опекой, а в полноценной подготовке его к самостоятельной жизни, включающей все аспекты самообслуживания. </p>
Для достижения этой цели специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:
- Научите малыша пользоваться ушами и руками для идентификации окружающего мира. К примеру, по звуку приближающегося транспорта он должен безошибочно определять место расположения автодорог, проездов между домами, стоянок автомобилей и т.д. Стук капель воды по крыше и стёклам должен сообщать ему о том, что на улице пошёл дождь и т.д. Любой звук для слепого человека является особым индикатором, сообщающим о каких-либо изменениях в окружающем пространстве, и, правильно его интерпретируя, инвалид по зрению может иметь вполне достоверное представление о происходящем. По аналогичному принципу необходимо проводить и развитие тактильного анализатора. Малышу следует давать трогать деревья, цветы на клумбах, стены домов, оконные стёкла и т.д. Только приобретя богатый осязательный опыт, он научится распознавать предметы, используя получаемые на ощупь сведения для достижения необходимых целей.
- Приучите ребёнка обслуживать себя в быту. Для этого лучше всего разложить каждую операцию на определённые действия, совершаемые в чёткой последовательности, например: сначала моем руки, затем чистим зубы, потом умываемся и вытираемся. Если малышу непонятно, как выполнить ту или иную задачу, лучше всего взять его ручки в свои и проделать нужный алгоритм ими, позволяя ему ощутить, какими движениями пальчиков достигается необходимый результат. Уже к 6-7-летнему возрасту незрячий ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, купаться, умываться, ходить в туалет и поддерживать личную гигиену, есть, пить и готовить элементарную пищу (бутерброды, салаты и др.), а также ориентироваться в пространстве. Если всё это будет отведено на второй план — стать полноценной личностью малыш просто не сможет, значительно отставая от своих условно здоровых сверстников с ранних лет.
- Уделите особое внимание элементарным навыкам ориентирования. Незрячего ребёнка важно приучить ходить с тростью с самого детства, а также хорошо освоить наиболее частые маршруты перемещения (в школу, в магазин и т.д.). Помимо этого, ему следует помочь получить представление об устройстве улиц города, сделав что-то вроде маленькой рельефно-графической схемы места проживания. Использовать в качестве материала для этого можно пластилин, картон, ленты, шнурки, карандаши, спичечные коробки и многое другое. Главное, чтобы схема отражала расположение и протяжённость всех улиц, а каждый из её элементов был прекрасно распознаваем на ощупь.
- Научите ребёнка содержать все личные вещи в чётком порядке. Только постоянное следование правилу «каждая вещь — на своём месте» сможет избавить его от необходимости часами отыскивать предмет, лежащий на виду, но не обнаруживаемый руками. Взять данное правило на вооружение должны и все остальные члены семьи, сделав процесс совместного существования приятным и удобным для всех. Произвольная перестановка предметов с места на место затруднит их нахождение для незрячего человека, вызвав у него негативные эмоции и нежелание делать что-либо по дому.
- Не забывайте хвалить малыша за каждое его достижение. Даже маленький успех в овладении тем или иным навыком должен быть по достоинству оценён взрослыми, что станет весьма действенным стимулом для дальнейших побед. Только так у слепого или слабовидящего ребёнка появится устойчивое желание развиваться, которое позволит ему в будущем стать максимально независимым от посторонней помощи.
Таким образом, правильная расстановка акцентов в воспитании способна сделать процесс взросления незрячего малыша наименее болезненным и наиболее продуктивным, подарив и его родителям, и ему самому, уверенность в завтрашнем дне и вполне успешное будущее. Усвоенное ещё в детстве умение не бояться трудностей, зарываясь от них в песок, а смело справляться с ними, — настоящий залог формирования сильной самостоятельной личности, живущей полной жизнью и способной сделать счастливым как своего близкого, так и себя.