// Дети с особенностями развития
Психология: детская дружба

Коммуникативное взаимодействие со сверстниками – важное условия полноценного развития каждого ребёнка. Общение нужно детям для того, чтобы ежедневно познавать мир, не бояться идти на контакт с окружающими, обмениваться с другими людьми эмоциями и даже через всё это лучше понимать самих себя.


Если в возрасте двух-трёх лет у малышей лишь появляются зачатки вербального коммуницирования, но, по сути, они ещё только впускают в своё пространство посторонних, просто играя рядом или прыгая вместе, то уже в четыре-пять лет ребёнок чувствует необходимость поддерживать разговор, отвечать на вопросы другого и задавать ему свои. Как отмечают психологи, именно в этот период начинается закладывание основ фундамента личности, что делает особенно значимой правильную организацию внешней среды, требующейся для беспрепятственной реализации данного процесса.

Ясно, что незрячие и слабовидящие дети, как и все те, кто чем-то отличается от окружающих, сталкиваются здесь с определёнными трудностями, которые им нужно помочь преодолеть. К сожалению, далеко не все их условно здоровые сверстники, да и взрослые, способны воспринять ребёнка с нарушением зрения адекватно. На практике не редки случаи, когда незрячему или слабовидящему малышу задают неприятные вопросы, высказываются в его адрес неподобающе или даже вовсе запрещают другим с ним играть. Всё это, безусловно, травмирует не только самого особенного ребёнка, но и его близких, которые впоследствии стараются всячески оградить кроху, а заодно и самих себя, от повторения подобных сценариев. И такое поведение, как уверяют специалисты, является в корне не верным.

По единогласному мнению тифлопедагогов и психологов, защитить малыша от соприкосновения с внешним миром у родителей всё равно не получится, а искусственно оттягивать их знакомство не только бессмысленно, но и вредно для развития ребёнка. Жизнь устроена так, что всем нам приходится получать как позитивный, так и негативный опыт от взаимодействия с другими людьми, и это заставляет нас вырабатывать определённые поведенческие реакции, которыми мы руководствуемся в дальнейшем. Научиться подобным алгоритмам восприятия и рефлексии незрячему или слабовидящему ребёнку лучше как можно раньше. Обидные слова посторонних, задевшие его в первый раз, во второй — уже будут не столь чувствительны, а в третий — и вовсе смогут породить весьма остроумный ответ, который начнёт формировать у окружающих уважительное отношение к нему. 

Для того же, чтобы реакция на недоброжелательное отношение условно здоровых сверстников была наименее болезненной, специалисты советуют придерживаться следующих рекомендаций:

  • Поощряйте знакомство вашего малыша с другими обычными детьми, вежливо поясняя при этом, что он воспринимает мир по-особенному — не с помощью глаз, а на ощупь и слух.

  • Ко всем неудобным вопросам со стороны здоровых малышей постарайтесь относиться как можно проще и доброжелательнее: детям свойственна прямота и простота, и иногда они говорят что-то, даже не подозревая о том, что сказанное звучит обидно для другого. Видя то спокойное достоинство, с которым вы держитесь, ваш ребёнок начнёт перенимать эту манеру и не будет остро переживать по каждому случайно оброненному кем-то слову.

  • Объясняйте своему малышу, что все люди разные, кто-то просто раньше не сталкивался с инвалидностью по зрению, а кто-то банально не отличается хорошим воспитанием и собственным поведением дискредитирует, прежде всего, себя.

  • Научите особенную кроху самостоятельно отвечать на вопросы о её отличиях от окружающих. Нередко добрый и весёлый рассказ ребёнка о том, как он познаёт мир, прикасаясь к нему руками и слушая его звуки, порождает подлинный интерес у других детей и способствует завязыванию настоящей дружбы.

  • Не отгораживайтесь от контактов с другими родителями. Отвечайте на их вопросы, спрашивайте что-то сами, участвуйте в обсуждении общих тем. Незрячий ребёнок имеет множество аналогичных потребностей с условно здоровыми детьми, а потому, о чём поговорить, вам обязательно найдётся.

Очевидно, что следование всем этим несложным рекомендациям требует проделывания большой внутренней работы, которая должна предшествовать моментам непосредственного взаимодействия с внешним миром, однако произвести её жизненно важно как можно скорее. Помните, что отсутствие общения со сверстниками нельзя компенсировать через контакты даже с самыми любящими взрослыми людьми, а впоследствии подобные попытки приведут к существенным нарушениям в ментальном развитии ребёнка, которые сложно будет исправить в более старшем возрасте. Кроме того, далеко не все окружающие изначально отрицательно настроены к малышам с инвалидностью по зрению, а практика показывает, что у многих незрячих людей часто на всю жизнь сохраняются дружеские отношения с условно здоровыми ровесниками, с которыми они познакомились, играя во дворе или гуляя в парке. Не закрывайтесь от реальности, вашему малышу неизбежно придётся в ней жить, а значит, чем раньше они адаптируются друг к другу — тем более гармонично сложатся их взаимоотношения. Человек, привыкший воспринимать мир таким, какой он есть, гарантировано найдёт своё место под солнцем, успешно преодолевая все возникающие трудности.


Читайте также:
Все статьи
  • 30.07.2024
    Психология: как воспитывать незрячего ребёнка? Начните с себя!
  • 26.07.2024
    Лето с пользой: выбираем игры для незрячих и слабовидящих детей
  • 19.07.2024
    Инклюзивные детские лагеря: куда отправить на отдых ребёнка с ОВЗ?
  • 12.07.2024
    Развивающие игры и игрушки для детей с аутизмом