Присутствие Прикасаемых
// Слепоглухота
В рамках Международной конференции «Проблемы слепоглухих: опыт, задачи, перспективы» и при непосредственной поддержке фонда «Со-единение» состоялась серия показов уникального для России театрального проекта «Прикасаемые», в котором наряду со зрячеслышащими актерами впервые участвовали слепоглухие люди.
Собственно говоря, слепоглухие – и есть главные герои спектакля «Прикасаемые», а зрячие и слышащие актеры были призваны рассказать историю этих людей, быть их голосом, провести зрителей в их мир, дать представление о жизни слепоглухих с ее проблемами и радостями. Всего в Москве прошло несколько благотворительных спектаклей: самыми масштабными показами были два представления в «Театре наций» – сразу после конференции, 19 и 20 апреля, и два в «Театриуме на Серпуховке», 28 мая и 3 июня.
Спектакль «Прикасаемые» – детище режиссера Руслана Маликова, драматурга Марины Крапивиной и художника Екатерины Джагаровой. Продюсером проекта выступила известная актриса Ингеборга Дапкунайте. Работа над спектаклем началась еще в 2014 году и проходила в формате так называемых «творческих лабораторий»: поначалу слепоглухие люди и зрячеслышащие актеры только знакомились, учились коммуницировать, пытались наладить диалог и проникнуть в миры друг друга. По словам самих участников, «трудно было всем»: новоиспеченным невидящим и неслышащим актерам приходилось учиться двигаться по сцене, ориентироваться на вибрации звука, различную фактуру покрытия сцены, даже на запахи, а зрячеслышащим – общаться со слепоглухими посредством дактиля (пальцевой азбуки) и прикосновений. Постепенно, шаг за шагом, из этих встреч вырос уникальный для российской сцены проект. Корреспондент «Радуги звуков» Татьяна Портнова побывала на «Прикасаемых» 3 июня в «Театриуме на Серпуховке». Что же увидели пришедшие в тот день на спектакль зрители?
Как бы утопленная в середине зала сцена, окруженная рядами стульев. Инсталляции-декорации в виде красных переплетающихся труб, символизирующих кровеносные сосуды и связи между людьми – как оказалось, символизм в спектакле очень важен. На одной стороне сцены сидят семь людей – это слепоглухие. Их молчание кажется камерным и величественным. На их лицах спокойствие и умиротворение. О чем они думают? Напротив них – зрячеслышащие актеры, одетые в серые неприметные костюмы (труппа Dialogue Dans). Другие актеры театра читают текст, который дублируется на экране. «У каждого из нас своя слепота и своя глухота. Мы – слепоглухие» – такой фразой открывается действие. И далее с помощью пластики, танцев, коротких рассказов из жизни слепоглухих (мы не знаем, чья история звучит прямо сейчас – только к концу спектакля начинает складываться общая картина) актеры нас знакомят с миром этих удивительных людей, попутно вовлекая их в танец. Что за герои перед нами предстают? Знакомьтесь: девочка Алена (Алена Капустьян), слепоглухая с раннего детства – очень красивая, с длинными струящимися волосами. Она обожает море и песок, общаться по Интернету с друзьями с помощью дисплея Брайля («очень дорогой, но нам отчим помог»). Ее мама Юля переживает, что дочка не сможет поступить в ВУЗ – сейчас она учится в коррекционной школе, но несмотря на развитый интеллект, учреждений высшего образования для таких подростков не предусмотрено. Ирина – молодая женщина (Ирина Поволоцкая – интервью с ней уже публиковалось в «Радуге Звуков», писатель, поэт, актриса, автор своего блога) – неслышащая с раннего детства, уже во взрослом возрасте потерявшая остатки зрения. Именно творчество и поддержка близких помогли ей преодолеть личную трагедию. К слову сказать, именно ее рассказы и отрывки из мемуаров легли в основу спектакля. Слесарь (Алексей Горелов) – он каждый день добирается ровно час на работу общественным транспортом. И ежедневно такое путешествие – приключение с элементами экстрима. Недавний пример: поставили новые парковочные столбики – набив несколько синяков, он, наконец, запоминает, где они расположены. Спасают тактильные и цветовые метки для слабовидящих – но они, увы, есть далеко не везде. Скульптор (Александр Сильянов) – он потерял зрение постепенно, но не отказался от творчества. Ощупывать предметы – и все равно творить, несмотря ни на что! Вера (Вера Лыженкова) – слепоглухая мать двух здоровых взрослых детей. Возможно, ей приходится труднее всего. У родственников после тяжелого рабочего дня нет времени уделить ей достаточно внимания. Вообще проблема социальной изоляции таких людей, пожалуй, сегодня является самой острой. Без сопровождающих и без организованной доступной среды они фактически оказываются взаперти, наедине со своими чувствами и эмоциями, они замыкаются в себе и впадают в депрессию. Истории реально присутствующих на сцене людей перемежаются с фрагментами из биографий известных слепоглухих: Ольги Скороходовой – первой советской слепоглухой женщины-ученой, и профессора Александра Суворова, доктора психологических наук, автора известной книги «Школа взаимной человечности».
Тем не менее «закрыв себе глаза и заткнув уши, ты не почувствуешь себя слепоглухим – это совсем другое мышление и другая картина мира, если это можно назвать картиной», – напоминает режиссер спектакля Руслан Маликов. «Прикасаемые» лишь приоткрывают завесу тайны, обозначая само существование таких людей для нашего еще далекого до идеала общества и заставляя задуматься о них, немного побыть на их месте. При всей разности наших миров, люди – слепоглухие люди – прежде всего остаются людьми. И больше всего на свете они хотят выйти из вынужденной тени. Несмотря на возникающие перед ними проблемы, они уже прошли и этап отрицания после потери остатков зрения или слуха, и этап принятия своего состояния, и периоды депрессии – теперь они просто хотят жить и радоваться каждому следующему дню. Так, один из героев (это профессор Суворов) с наслаждением «слушает» музыку с помощью нехитрого устройства, получившего шутливое название «музыкальные трусы» – мощных сабвуферов, перехваченных толстой резинкой от плавок: благодаря такой конструкции можно в полной мере ощущать вибрации. Алена мечтает вновь оказаться на море – актеры подхватывают ее на руки, имитируя полет на самолете, и звучит рассказ про чудесное авиапутешествие. Ирина с мужем любят гулять по вечернему парку и любоваться природой. У Скульптора лежит «20 кубов белого мрамора», и он с предвкушением ожидает, что же он из него сотворит. Спектакль заканчивается на оптимистичной ноте – слепоглухие и зрячеслышащие актеры танцуют все вместе под музыку, и не чувствуется никакого стеснения или барьеров. Зрители аплодировали и руками, и … ногами – зал вибрировал так, что слепоглухие актеры смогли тоже прочувствовать торжественность и триумф момента. «Каждый из этих людей – это галактика! И как скучно мы живем, лишенные возможности видеть другие миры и галактики!», – считает Виктория Авдеева, координатор проекта «Прикасаемые». Важность подобного творческого эксперимента для самих неслышащих и незрячих людей переоценить невозможно: «Лично мне проект «Прикасаемые» много дал для повседневной жизни – свободу движения. Раньше я цеплялась за сопровождающего, и мне трудно было по городу ходить. А сейчас я просто иду рядом. Город лучше не стал, я по-прежнему спотыкаюсь на ступеньках. Но мне все равно стало легче в движении!», – говорит Ирина Поволоцкая.
Собственно говоря, слепоглухие – и есть главные герои спектакля «Прикасаемые», а зрячие и слышащие актеры были призваны рассказать историю этих людей, быть их голосом, провести зрителей в их мир, дать представление о жизни слепоглухих с ее проблемами и радостями. Всего в Москве прошло несколько благотворительных спектаклей: самыми масштабными показами были два представления в «Театре наций» – сразу после конференции, 19 и 20 апреля, и два в «Театриуме на Серпуховке», 28 мая и 3 июня.
Спектакль «Прикасаемые» – детище режиссера Руслана Маликова, драматурга Марины Крапивиной и художника Екатерины Джагаровой. Продюсером проекта выступила известная актриса Ингеборга Дапкунайте. Работа над спектаклем началась еще в 2014 году и проходила в формате так называемых «творческих лабораторий»: поначалу слепоглухие люди и зрячеслышащие актеры только знакомились, учились коммуницировать, пытались наладить диалог и проникнуть в миры друг друга. По словам самих участников, «трудно было всем»: новоиспеченным невидящим и неслышащим актерам приходилось учиться двигаться по сцене, ориентироваться на вибрации звука, различную фактуру покрытия сцены, даже на запахи, а зрячеслышащим – общаться со слепоглухими посредством дактиля (пальцевой азбуки) и прикосновений. Постепенно, шаг за шагом, из этих встреч вырос уникальный для российской сцены проект. Корреспондент «Радуги звуков» Татьяна Портнова побывала на «Прикасаемых» 3 июня в «Театриуме на Серпуховке». Что же увидели пришедшие в тот день на спектакль зрители?
Как бы утопленная в середине зала сцена, окруженная рядами стульев. Инсталляции-декорации в виде красных переплетающихся труб, символизирующих кровеносные сосуды и связи между людьми – как оказалось, символизм в спектакле очень важен. На одной стороне сцены сидят семь людей – это слепоглухие. Их молчание кажется камерным и величественным. На их лицах спокойствие и умиротворение. О чем они думают? Напротив них – зрячеслышащие актеры, одетые в серые неприметные костюмы (труппа Dialogue Dans). Другие актеры театра читают текст, который дублируется на экране. «У каждого из нас своя слепота и своя глухота. Мы – слепоглухие» – такой фразой открывается действие. И далее с помощью пластики, танцев, коротких рассказов из жизни слепоглухих (мы не знаем, чья история звучит прямо сейчас – только к концу спектакля начинает складываться общая картина) актеры нас знакомят с миром этих удивительных людей, попутно вовлекая их в танец. Что за герои перед нами предстают? Знакомьтесь: девочка Алена (Алена Капустьян), слепоглухая с раннего детства – очень красивая, с длинными струящимися волосами. Она обожает море и песок, общаться по Интернету с друзьями с помощью дисплея Брайля («очень дорогой, но нам отчим помог»). Ее мама Юля переживает, что дочка не сможет поступить в ВУЗ – сейчас она учится в коррекционной школе, но несмотря на развитый интеллект, учреждений высшего образования для таких подростков не предусмотрено. Ирина – молодая женщина (Ирина Поволоцкая – интервью с ней уже публиковалось в «Радуге Звуков», писатель, поэт, актриса, автор своего блога) – неслышащая с раннего детства, уже во взрослом возрасте потерявшая остатки зрения. Именно творчество и поддержка близких помогли ей преодолеть личную трагедию. К слову сказать, именно ее рассказы и отрывки из мемуаров легли в основу спектакля. Слесарь (Алексей Горелов) – он каждый день добирается ровно час на работу общественным транспортом. И ежедневно такое путешествие – приключение с элементами экстрима. Недавний пример: поставили новые парковочные столбики – набив несколько синяков, он, наконец, запоминает, где они расположены. Спасают тактильные и цветовые метки для слабовидящих – но они, увы, есть далеко не везде. Скульптор (Александр Сильянов) – он потерял зрение постепенно, но не отказался от творчества. Ощупывать предметы – и все равно творить, несмотря ни на что! Вера (Вера Лыженкова) – слепоглухая мать двух здоровых взрослых детей. Возможно, ей приходится труднее всего. У родственников после тяжелого рабочего дня нет времени уделить ей достаточно внимания. Вообще проблема социальной изоляции таких людей, пожалуй, сегодня является самой острой. Без сопровождающих и без организованной доступной среды они фактически оказываются взаперти, наедине со своими чувствами и эмоциями, они замыкаются в себе и впадают в депрессию. Истории реально присутствующих на сцене людей перемежаются с фрагментами из биографий известных слепоглухих: Ольги Скороходовой – первой советской слепоглухой женщины-ученой, и профессора Александра Суворова, доктора психологических наук, автора известной книги «Школа взаимной человечности».
Тем не менее «закрыв себе глаза и заткнув уши, ты не почувствуешь себя слепоглухим – это совсем другое мышление и другая картина мира, если это можно назвать картиной», – напоминает режиссер спектакля Руслан Маликов. «Прикасаемые» лишь приоткрывают завесу тайны, обозначая само существование таких людей для нашего еще далекого до идеала общества и заставляя задуматься о них, немного побыть на их месте. При всей разности наших миров, люди – слепоглухие люди – прежде всего остаются людьми. И больше всего на свете они хотят выйти из вынужденной тени. Несмотря на возникающие перед ними проблемы, они уже прошли и этап отрицания после потери остатков зрения или слуха, и этап принятия своего состояния, и периоды депрессии – теперь они просто хотят жить и радоваться каждому следующему дню. Так, один из героев (это профессор Суворов) с наслаждением «слушает» музыку с помощью нехитрого устройства, получившего шутливое название «музыкальные трусы» – мощных сабвуферов, перехваченных толстой резинкой от плавок: благодаря такой конструкции можно в полной мере ощущать вибрации. Алена мечтает вновь оказаться на море – актеры подхватывают ее на руки, имитируя полет на самолете, и звучит рассказ про чудесное авиапутешествие. Ирина с мужем любят гулять по вечернему парку и любоваться природой. У Скульптора лежит «20 кубов белого мрамора», и он с предвкушением ожидает, что же он из него сотворит. Спектакль заканчивается на оптимистичной ноте – слепоглухие и зрячеслышащие актеры танцуют все вместе под музыку, и не чувствуется никакого стеснения или барьеров. Зрители аплодировали и руками, и … ногами – зал вибрировал так, что слепоглухие актеры смогли тоже прочувствовать торжественность и триумф момента. «Каждый из этих людей – это галактика! И как скучно мы живем, лишенные возможности видеть другие миры и галактики!», – считает Виктория Авдеева, координатор проекта «Прикасаемые». Важность подобного творческого эксперимента для самих неслышащих и незрячих людей переоценить невозможно: «Лично мне проект «Прикасаемые» много дал для повседневной жизни – свободу движения. Раньше я цеплялась за сопровождающего, и мне трудно было по городу ходить. А сейчас я просто иду рядом. Город лучше не стал, я по-прежнему спотыкаюсь на ступеньках. Но мне все равно стало легче в движении!», – говорит Ирина Поволоцкая.
Искусство уже сделало шаг навстречу слепоглухим. Теперь очередь за всеми нами.