// Потеря зрения
На заметку воспитателям: дети с нарушением зрения в ДОУ

Дошкольный возраст является важным периодом, во время которого происходит созревание зрительной системы ребенка и становление не только психических процессов, но и важнейших личностных качеств малышей. Вот почему в дошкольных образовательных учреждениях детям с нарушением зрения уделяется особое внимание.  


В самом начале учебы врачи-офтальмологи индивидуально определяют, какая физическая и зрительная нагрузка разрешена тому или иному ребенку. При этом учитывается диагноз, наличие вторичных отклонений, особенности развития.

Задачи воспитателей

Перед педагогами, воспитателями тех детских садов, которые посещают особенные дети, ставятся специальные задачи:

  • создание особых условий (педагогических, гигиенических) для таких воспитанников;
  • проведение всех необходимых мероприятий, направленных на охрану зрения;
  • организация режима для особенных малышей.

Много внимания уделяется развитию способов зрительного восприятия у детей с нарушением зрения.

Как ведется работа со слабовидящими детьми: требования

В зависимости от того, какая именно проблема со зрением выявлена, ребенка могут посадить:

  • на первое место — если снижена острота зрения;
  • в центр — при выявленном сходящемся косоглазии и т.д.

Что касается наглядного материала, к нему предъявляются следующие требования: пособия должны быть насыщенными, яркими, четкими, контрастными, крупными, объемными (отлично подходят реальные предметы). Размещать на доске рекомендуется не более десяти предметов размером 10-15 см и до пяти объектов размером 20-25 см. Демонстрацию наглядного пособия важно выполнять с помощью указки. При этом педагог должен стоять лицом к малышам, справа у доски.

Следует понимать, что слабовидящие дети плохо воспринимают белый цвет. Из-за чрезмерного количества красного может появиться раздражение глаз. Самыми благоприятными считаются оттенки зеленого, коричневого, синего, оранжевого. Если у ребенка высокая амблиопия, запрещено использовать блестящие предметы.

Воспитателям рекомендуется задавать медленный темп занятиям, на которых дети только знакомятся с новым объектом. Это позволяет малышам хорошо осмыслить задачу при повторном рассматривании.

Обязательной частью всех занятий считается физкультминутка, в ходе которой дети с воспитателем выполняют специальную гимнастику для глаз. Продолжительность ее составляет порядка трех-пяти минут. Она может быть групповой и индивидуальной, в бытовой деятельности или игровой форме.

Если мы говорим о предметно-развивающей среде, следует отметить, что на свободных стенах, на дверях воспитатели вешают разные схемы, лабиринты и прочие офтальмотренажеры, которые тренируют зрение и способствуют развитию глазодвигательных мышц. В каждом таком садике есть места, где располагается сенсорный материал: всевозможные мозаики, настольные игры, вкладыши, шнуровки, бусы и иные развивающие материалы.

В основе работы с детьми, у которых нарушено зрение, лежит физическое и сенсорное воспитание. Эффективным решением считаются прогулки, на которых воспитатели могут проводить всевозможные дидактические подвижные игры, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве, точности движения, глазомера.

И для занятий в помещении, и для прогулок важно использовать красочные, интересные, яркие материалы — все то, что способствует улучшению зрения.

За контроль состояния зрительного аппарата, за нагрузку на глаза отвечают не только врачи-офтальмологи, медсестры, но и воспитатели. Индивидуальной работой с детьми, у которых выявлена низкая острота зрения, занимаются тифлопедагоги. Совместная деятельность всех специалистов ДОУ (включая логопедов-дефектологов, психологов) и родителей — залог успешной коррекционной работы.