1 Июня 2018 11:53
// Передовые технологии
Компьютерная грамотность для незрячих и слабовидящих

В век информационного прогресса владение компьютером становится неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Современные технологии позволяют использовать компьютерные программы не только для образования и игры, но и для реабилитации людей, которые в этом нуждаются. Сегодня существует множество специализированных адаптированных программ для коммуникации инвалидов, слабослышащих и слабовидящих людей. В этой статье речь пойдет о применении незрячими пользователями тифлотехнологий при работе на компьютере и о проблемах, которые мешают повсеместному распространению этих самых технологий.


Актуальность использования тифлотехнологий в последние годы значительно возросла. Вычислительная техника, перейдя в категорию массового производства, стала доступной для большего количества людей. Сегодня компьютер, а то и не один, имеется в каждой среднестатистической российской семье. Интернет является источником информации для всех, и слабовидящие и незрячие люди не исключение. Как же им удается пользоваться компьютером? Существуют специальные программы невизуального доступа к информации (screen reader). По своему функционалу они похожи на «зрячего помощника», который отыскивает на экране монитора текстовую информацию и либо прочитывает ее вслух с помощью синтезатора речи, либо отображает на брайлевском (тактильном) дисплее. Это позволяет инвалидам по зрению самостоятельно работать на обычном персональном компьютере с программами общего назначения (например, MS Word, Internet Explorer и т.д.).

Специализированные компьютерные технологии для слепых и слабовидящих обеспечивают им участие в общественном информационном обмене, открывают не только путь к общению, но и повышают конкурентоспособность в поиске работы и качество жизни в целом.

Возможности компьютерных тифлотехнологий:

  1. Доступ к информации на электронных носителях, в том числе к информационным ресурсам Интернет;
  2. Доступ к плоскопечатным текстам (путем сканирования и распознавания);
  3. Преобразование электронной информации в доступную и удобную материальную форму представления (например, печать текста рельефно-точечным или укрупненным шрифтом);
  4. Самостоятельная подготовка на компьютере различных документов (учебные работы, доклады, отчеты и прочее);
  5. Использование современных общепринятых программных средств для работы с информацией (информационно-поисковые системы, базы данных и т.п.).

Высшее образование становится доступней

Благодаря компьютерным тифлотехнологиям, все большее количество инвалидов по зрению получает высшее образование. Тифлотехнологии создают основу для качественного решения задач вузовского образования и профессиональной реабилитации незрячих людей. Возможность самостоятельного применения этих технологий является одним из важнейших направлений работы по поддержке студентов, инвалидов по зрению.

В рамках этого направления специализированным вузам удается решать следующие задачи:

  • расширение методической базы по обучению незрячих и слабовидящих студентов компьютерной грамотности и использованию компьютерных технологий как средства компенсации нарушения зрения;
  • обучение студентов с нарушенным зрением работе с компьютером, оснащенным специальными тифлотехническими и программными средствами;
  • консультативная поддержка применения компьютерных тифлотехнологий в области образования и занятости.

Как сделать обычный компьютер доступным незрячему человеку?

Необходимо установить на него всего лишь две программы:

  • screen reader — программа экранного доступа, считывающая всё происходящее на мониторе пользователя;
  • речевой синтезатор — программа, преобразующая в устную речь цифровую информацию, которую считывает screen reader.

Программ экранного доступа несколько. Самые популярные из них — Jaws for Windows, SuperNova Screen Reader и NonVisual Desktop Access (NVDA).

Синтезаторов тоже множество: Ivona, Acapela, Vokalizer, RHVoice и другие. Многие скринридеры и операционные системы имеют встроенный синтезатор. Пример, ZoomText Fusion — универсальная программа экранного доступа.

Основные проблемы на пути к компьютерной грамотности незрячих людей:

  1. Работа на компьютере пользователей с нарушенным зрением имеет множество значимых особенностей, поэтому требует специального подхода при обучении. К сожалению, методических разработок в этой области пока крайне мало.
  2. Специализированные школы, вузы, курсовые программы, где преподают компьютерную грамотность для слепых, есть не в каждом городе и даже не в каждом регионе нашей страны. Преимущества у тех, кто проживает в Москве и Подмосковье. А между тем основным условием успешного обучения слепых пользователей работе на ПК является особая подготовка учителя. К примеру, помимо традиционных тифлопедагогических знаний, учитель информатики специальных школ для детей с нарушением зрения должен в совершенстве владеть невизуальными приёмами работы, особым функционалом программы невизуального доступа и специальными методиками обучения.
  3. Зачастую у сотрудников структур, ответственных за общую организацию и проведение работы по социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, нет понимания важности применения компьютерных технологий в работе с незрячими и слабовидящими людьми. Многие из них не имеют представления ни о самих компьютерных тифлосредствах, ни о возможностях их применения. Как результат — данные технологии остаются невостребованными. Необходима целенаправленная работа по формированию у специалистов социальной сферы адекватного представления о компенсаторных возможностях компьютерных тифлотехнологий.

Общаться по скайпу, переписываться в соцсетях, узнавать новости — это лишь малая часть тех возможностей, которые появляются у слабовидящего и незрячего человека благодаря компьютеру. Умение самостоятельно пользоваться ПК, путешествовать по всемирной паутиной для слепого человека значит намного больше, чем для обычных людей и в каком-то смысле действительно расширяет горизонты.

Товары по теме