Электронная почта для незрячих и слабовидящих
Жизнь современного человека трудно представить себе без использования интернета. Новости, видеоролики, социальные сети, электронная почта, онлайн-покупки и много-многое другое делают нашу жизнь чуть более интересной, комфортной и красочной. Доступны ли все прелести глобальной сети тем людям, которые страдают от серьёзных потерь зрения? Ещё совсем недавно незрячему человеку можно было и не мечтать о том, чтобы освоить простейшие компьютерные программы, что и говорить о полноценном интернет-сёрфинге. Однако сегодня существует множество технических средств, позволяющих человеку даже со 100% потерей зрения стать активным участником интернет-сообщества.
Самым популярным инструментом интернет-коммуникаций по-прежнему остаётся электронная почта. Даже несмотря на рост количества и объёма социальных сетей, для проверки своего почтового ящика в интернет заходят 85% пользователей (по данным исследования Ipsos — одной из крупнейших компаний в России, предоставляющих маркетинговые услуги; исследование проводилось в 24 странах мира, генеральная выборка составила 19 000 человек). Значения колеблются от одной страны к другой (так, например, соц. сетями в России пользуются 75% пользователей интернетом, в Японии всего лишь 35%), но тем не менее можно сделать вывод о том, что электронная почта — самый популярный инструмент общения во всемирной паутине.
Если так, то на примере электронной почты мы и рассмотрим возможности слабовидящих и незрячих людей при использовании интернета. В выборе почтового сервиса мы остановились на Яндекс.Почте как одной из самых популярных в рунете и также наиболее интерфейсно адаптированной для людей с ограниченными возможностями зрения. Основным средством взаимодействия с ней являются программы экранного доступа (скринридеры), для использования которых необходимы самые обычные устройства ввода информации — клавиатура и мышь. Существуют как бесплатные релизы программ, как например NVDA, совсем недавно обновившаяся до версии 2013.1, так и более продвинутые платные ( JAWS или APEB). Все они имеют собственный набор горячих клавиш, с помощью которых и осуществляется вся навигация в операционной системе компьютера и в браузере.
На картинке выше показаны 3 основных блока меню, используемых незрячими и слабовидящими людьми при использовании Яндекс.Почты: вертикальное и горизонтальное меню, а также список писем (входящих, исходящих и т.д. в зависимости от того, какой в данный момент открыт раздел). Горячие клавиши позволяют пользователю легко перемещаться между пунктами блоков, а также между самими блоками. Синтезатор речи программы экранного доступа зачитывает текст, на котором в данный момент остановился пользователь. При открытии того или иного письма всё тот же синтезатор прочитывает содержание письма, «обходя» лишнюю для незрячего человеку информацию — картинки, интерактивные кнопки и проч. Переместившись вниз экрана, пользователь получает возможность ответить на письмо. При наборе текста синтезатор речи зачитывает каждую печатаемую букву, поэтому даже человек, не владеющий «слепым» методом набора сможет без труда написать электронное письмо.
Несмотря на то, что использование электронной почты является вполне доступной операцией для людей с нарушениями зрения, хочется верить, что разработчики почтовых сервисов будут проводить серьёзную работу по адаптации веб-интерфейсов для данной категории людей. Идеальным вариантом может стать создание отдельных — облегчённых — версий сервисов электронной почты для незрячих и слабовидящих.