Как слепые «видят» сны: что говорят исследования
Сновидения до сих пор представляют собой феномен, в изучении которого люди продвигаются так же сложно и медленно, как и при освоении космоса. Откуда приходят к нам сны, плодом сознания или подсознания они являются и почему нередко бывают вещими — ответы на все эти вопросы по-прежнему занимают науку и вряд ли будут найдены в самое ближайшее время. Однако есть в этой области и весьма значимый инклюзивный аспект, который волнует учёных не менее предыдущих. Речь идёт, конечно же, о способности видеть сны людьми, лишёнными зрения, которая и в наши дни будоражит научный мир, то доказывающий одни гипотезы, то развенчивающий другие. Где правда и каковы на самом деле сны слепых — попробуем разобраться в сегодняшнем материале.
Тайны нашего мозга, или как без зрения он всё-таки видит?
Согласно мировой статистике, более 37 миллионов жителей планеты Земля полностью лишены визуального восприятия предметов вследствие тех или иных причин. Врождённые патологии, несчастные случаи, осложнения тяжёлых заболеваний — факторов, ведущих к слепоте, может быть много, но главным, по сути, оказывается сам их печальный итог. Людей же, страдающих существенными нарушениями зрительной функции, в мире насчитывается гораздо больше — их общая численность превысила уже 134 миллиона человек. Показатели не утешительные, особенно если учесть, что многие представители этой категории населения с возрастом, к сожалению, начинают относиться уже к группе ослепших полностью, что выдвигает проблему поддержания здоровья зрительного аппарата на первый план в кругу самых актуальных задач всемирного здравоохранения. И, пока офтальмологи и реабилитологи работают над тем, чтобы сохранить зрительную функцию каждого пациента на максимально возможных отметках, учёные, занимающиеся исследованием человеческого мозга, пытаются найти разгадку тому, как слепые видят сны, утверждая, что это тесно и непосредственно связано с сущностью феномена физического зрения вообще.
Так, согласно недавно проведённым международным исследованиям, было выявлено, что люди, утратившие способность воспринимать мир зрительно во взрослом возрасте, весьма часто видят визуальные сны. Это, по мнению учёных, связано с тем, что в их памяти достаточно хорошо сохранился прежний зрительный опыт, и воспоминания, им подпитанные, всплывают в подобной форме. Те же, кто лишился зрения в раннем детстве или не имел его от рождения, также знакомы с феноменом сновидений. Им, как и обычным людям, сны снятся, но зачастую они переживаются на основе тактильного, слухового и даже пространственного представления об окружающих объектах. К примеру, образы людей и события, с ними случающиеся, в подобном сне воспринимаются так же, как и наяву, без визуального восприятия, но вполне чётко и осмыслено. Однако подключение ряда незрячих участников эксперимента к аппарату, анализирующему мозговую активность, во время ночного отдыха показало, что во сне у испытуемых в работу включалась зона коры головного мозга, отвечающая за физическое зрение. Это обстоятельство вызвало большой резонанс в научном мире, но до сих пор не получило сколь-нибудь похожего на правду объяснения. Безусловно, отсутствие зрения ведёт к нарушению связи между соответствующим мозговым центром и глазом, что вполне очевидно. Не получающий ответных импульсов участок мозга рано или поздно перестаёт работать в полную силу, чем нередко объясняется ухудшение светоощущения у тех пациентов, кто раньше его имел. Однако почему этот самый участок активизируется в момент сна и как это связано с данным феноменом — загадка, которую ещё только предстоит разгадать. Самую большую сложность полученным результатам придаёт тот факт, что соответствующая зона мозга начинала работать, прежде всего, у тех испытуемых, кто был слеп от рождения, т.е. никогда не имел визуального опыта. Связано ли это с активностью подсознания человека, хранящего в себе целые пласты информации, не доступной для нашего понимания, или с заложенным в наш мозг потенциалом развития, исследователи будут спорить ещё долго. Ясно одно: ни сам феномен сновидений, ни сущность физического зрения всё ещё не раскрыты до конца, а следовательно, и перспективы лечения людей с патологиями зрительного аппарата могут быть весьма неожиданными.
Сами же инвалиды по зрению, пока идут ожесточённые научные полемики, как и все остальные люди, продолжают видеть пусть и не столь яркие, но весьма информативные сны, которые, к слову, нередко сбываются наяву, однозначно свидетельствуя о том, что визуальное восприятие не является первостепенным способом связи с миром, сущность которого постигается с помощью других сенсорных систем. Не случайно великий Антуан де Сент-Экзюпери писал, что «самого главного глазами не увидеть, а зорко одно лишь сердце».
Автор: Лейла Магометовна Каппушева — редактор «Агентства Особых Новостей», филолог, журналист, эксперт по вопросам инклюзии и социальной поддержки.
