// Родителям незрячих детей
Режим дня незрячих детей младшего возраста

Обязательной составляющей привычного течения жизни является режим дня, в  который постепенно должна войти и семья незрячего малыша. Разумеется, вместе с ним самим. Как это сделать правильно – расскажем в сегодняшнем материале.


Возможные сложности и пути их преодоления

Когда ребёнку, лишённому зрения, исполнится 2-3 года, в его поведении могут наметиться небольшие особенности. Прежде всего, это касается смещение режима сна и бодрствования. Конечно, подобное отклонение нередко наблюдается и у зрячих детей, однако в случае со слепыми крохами встречается чаще. Есть этому, естественно, и объективные причины, к числу которых относится отсутствие зрительного восприятия того или иного времени суток, значительно меньшая физическая активность и т.д. Конечно, устранение всех имеющих деформационное воздействие факторов находится не во власти родителей, и поэтому к возникновению данной проблемы им однозначно следует быть готовыми.

Нарушение режима дня зачастую сопровождается такими проявлениями, как раннее засыпание (в 6-7 часов вечера) и столь же раннее пробуждение (в 3-4 часа утра). С одной стороны, есть в этом и положительные моменты: к примеру, благодаря этому, у мамы и папы высвободятся вечерние часы для занятия собственными делами. Однако, с другой стороны, проснувшийся среди ночи малыш явно потребует внимание взрослых. Минимизировать все негативные последствия сдвигов в режиме бодрствования и сна можно с помощью следующих рекомендаций:

  • Если незрячий малыш уже демонстрирует склонность к раннему засыпанию, попытайтесь занять его вечером более активными забавами, чтобы он заинтересовался, принял в них участие и устал. Это могут быть подвижные игры, просмотр мультфильмов, чтение книг, лепка из пластилина и др.

  • Рано проснувшегося малыша не стоит оставлять бездельничать по его собственному смотрению. Иначе у него может сформироваться устойчивая склонность к навязчивым движениям и действиям, справиться с которой в дальнейшем будет достаточно трудно. Разумеется, развлекать кроху каждый раз будет физически очень тяжело, а потому для неё нужно заранее организовать занятость. Например, хорошим решением станет подготовка аудиокниг, которыми малыш будет уметь пользоваться, безопасных игрушек и т.д. Постепенно ребёнок привыкнет, что проснувшись рано, он должен занять себя чем-то полезным.

  • Слепой крохе однозначно следует помочь начать ориентироваться во времени, что легко можно будет сделать посредством использования, к примеру, говорящих часов. Нажав на них, малыш услышит, который час, и постепенно приучится понимать, что это ещё ночь и можно даже попробовать заснуть.

  • Также для успокоения ребёнка целесообразно использовать современные гаджеты, которых, к счастью, достаточно много. Так, хорошим решением может стать музыкальный ночник с эффектом звёздного неба, мини-дискошар, блютус-колонка и т.д., куда можно будет загрузить расслабляющие мелодии, колыбельные и сказки. Ребёнка можно научить включать их самостоятельно, а при помощи управления ими со своего смартфона мама или папа будут в состоянии запустить убаюкивающую игрушку даже с другой комнаты, не вставая с постели.

Способов занять незрячего ребёнка можно найти немало. Главное — вовремя распознать нарушение режима дня и сделать всё возможное для его коррекции. Однако, как отмечают специалисты, сделать это удаётся, к сожалению, не всегда, и нередко подобные искажения чередования бодрствования и сна могут сохраниться у крохи вплоть до 7-9 лет. В этом случае, конечно, понадобится дополнительное перепланирование деятельности ребёнка. К примеру, делать часть уроков он сможет утром, тогда как вечер в основном будет посвящён отдыху. Поэтому расстраиваться, если малыш так и не научился спать только ночью, точно не стоит, это всё равно должно будет выровняться при вступлении его в подростковый период. Первостепенная задача родителей — лишь научить незрячего ребёнка не тратить времени даром и заниматься полезными видами деятельности самостоятельно: навык, который однозначно пригодится крохе и в дошкольном учреждении, и даже в школе.


Читайте также:
Все статьи
  • 27.11.2023
    Развитие незрячих детей 3-7 лет
  • 16.11.2023
    Особенности третьего года: самостоятельность
  • 09.11.2023
    Особенности третьего года: формирование «Я»
  • Слепой ребенок вне дома