// Родителям незрячих детей
Обучение  незрячих детей навыкам для жизни

На повестку дня мамы и папы особенного ребёнка практически с  первых лет его жизни встаёт вопрос о необходимости привития малышу навыков самообслуживания, являющихся главным залогом полноценной самостоятельной жизни. И если у условно здоровых детей этот процесс происходит, как правило, сам собой, благодаря хорошо сформированному у них умению подражать взрослым, то при отсутствии зрения ситуация несколько усложняется. Как максимально легко и комфортно справиться со всеми трудностями – расскажем прямо сейчас.


Основы бытового самообслуживания

Для обретения самостоятельности в быту незрячему ребёнку, как и его зрячим сверстникам, необходимо научиться, прежде всего, есть, умываться, одеваться и раздеваться без посторонней помощи. К сожалению, многие родители до сих пор считают, что слепого малыша нужно максимально оградить от выполнения любых сложных для него действий и ежедневно проделывать их самим. На первый взгляд это облегчает жизнь мамы и папы, поскольку покормить ребёнка или надеть на него костюмчик бывает гораздо быстрее, чем научить его совершать это самостоятельно. Однако позитивность подобного сценария обманчива и ведёт лишь к устойчивому формированию у малыша склонности к пассивному отношению к жизни, при котором всё, что ему требуется, он всегда получит от взрослых. В дальнейшем это обернётся полной зависимостью от окружающих и невозможностью полноценно интегрироваться в общество.

Именно поэтому, как уверяют тифлопедагоги, родителям очень важно набраться терпения и уделить много времени и внимания тому, чтобы с самого раннего возраста научить своего незрячего ребёнка реализовывать собственные биологические потребности и соблюдать личную гигиену без посторонней помощи. Конечно, достичь этой цели на практике будет довольно сложно ещё и потому, что зрячие мамы и папы зачастую плохо представляют то, как лучше всего объяснить малышу алгоритм выполнения необходимого действия, поскольку сами привыкли ориентироваться на информацию, получаемую визуально. Помочь в данном случае могут весьма полезные рекомендации специалистов, следование которым обязательно принесёт желаемый результат. Так, главными из них являются следующие:

  • Попробуйте поставить себя на место ребёнка, сконцентрировавшись на восприятии окружающих предметов посредством слуха и осязания. Для этого закройте глаза или в безопасной обстановке наденьте специальную повязку и попытайтесь проделать действие, которому хотите научить малыша, тщательно осмысливая каждое своё ощущение.

  • Постарайтесь раскладывать всякий осваиваемый навык на маленькие шаги, овладевать которыми с малышом можно поэтапно. Это сделает процесс запоминания для ребёнка более лёгким, снизив когнитивную и сенсомоторную нагрузку на его организм.

  • Во время самого обучения используйте две основные тактики — пассивную и активную. Суть первой из них заключается в том, что при выполнении выбранного действия руки ребёнка лежат на ваших собственных , внимательно следя за осуществляемыми вами движениями. При второй же добиться необходимо обратного эффекта, взяв детские ладошки в свои и его пальчиками проделав нужные операции.

  •  Независимо от выбранной стратегии овладения конкретным навыком обучающему взрослому очень важно занять удобное для себя положение, чтобы не испытывать физического дискомфорта, способного значительно снизить результативность совместной деятельности с ребёнком. Для этого можно встать на корточки или колени позади малыша, одновременно обеспечив себе хороший угол обзора и приемлемую дистанцию до необходимых предметов.

Развитие самостоятельных навыков: с чего начать?

По единогласному мнению тифлопедагогов и реабилитологов, освоение каждого нового навыка следует начинать с предоставления незрячему ребёнку возможности получить максимально полное представление о задействованных при этом приспособлениях. Так, перед обучением самостоятельному приёму пищи малышу нужно дать хорошо ощупать ложку, тарелку и кружку, поясняя по ходу, как называются эти предметы и для чего они используются. Затем при кормлении, осуществляемом с помощью взрослого, ребёнка следует приучить отхлёбывать из подносимой ко рту ложечки, чтобы у него чётко выработался соответствующий рефлекс. Сделать это довольно нетрудно, если руководствоваться простыми советами специалистов. Так, после первой ложки, к примеру, с кашей, которую дети обычно съедают безучастно, каждую последующую можно слегка задерживать в ротике малыша, естественно, при выказывании им соответствующего желания. Это позволит ребёнку научиться совершать движение верхней челюстью, посредством которого он сможет забирать с ложки пищу. Когда это умение будет сформировано, появится возможность переходить к другому навыку — самостоятельно зачерпывать еду и доносить её до рта. Эту операцию, разумеется, сначала стоит проделать рукой малыша, а затем проследить за тем, как он повторит её сам.

Немного сложнее, как показывает практика, научить незрячего ребёнка одеваться и раздеваться без посторонней помощи. Однако и с этим можно будет справиться, соблюдая правильную последовательность ступенек овладения нужными действиями. Так, сперва требуется научить малыша при снятии с него кофточек и штанишек помогать взрослому в осуществлении этого. В первом случае ребёнка нужно просить поднимать ручки вверх, а во втором вставать ровно и поочерёдно проделывать то же самое с ножками. Когда ребёнок привыкнет совершать данные действия, вместе с ним понадобится тщательно ощупывать вещи, которые он носит ежедневно, объясняя ему, как следует отличать лицевую сторону от изнаночной, а переднюю поверхность от задней. Использовать для этого следует чисто осязательные ориентиры (хорошо прощупываемый шов, потайные этикетки, вырез горловины, молнии, кнопки и т.д.). Когда малыш начнёт безошибочно определять, как нужно надеть тот или иной предмет гардероба, ему можно будет показать требуемую для этого последовательность действий (полностью расстёгиваем кофточку, находим нужный рукавчик продеваем в него одну ручку, повторяем аналогичную процедуру с другим и застёгиваем впереди). После нескольких совместных осуществлений нужного алгоритма ребёнок обязательно запомнит все его этапы и в скором времени легко сможет проделать их совершенно самостоятельно.

Немного иначе может пройти освоение взаимодействия с обувью. Если снимать и надевать тапочки, туфельки и т.д. под чутким руководством взрослого малыш научится относительно быстро, то вот шнурование кроссовок и ботинок какое-то время может казаться несколько затруднительным. Облегчить данный процесс позволит использование муляжей (к примеру, полезным иногда оказывается надевание обуви, которую требуется зашнуровывать, на куклу) или же разучивание необходимой процедуры сперва на самой вещи (в снятом состоянии), а затем уже непосредственно на ножке. По итогу ребёнок всё равно овладеет нужным навыком , каким бы сложным он для него ни был вначале.

Зачастую по тому же сценарию происходит и обучение малыша основам личной гигиены. Чтобы заинтересовать его водными процедурами, к примеру, можно приступить к совместным играм с тазиком, наполненным водой, куда целесообразно окунать плавающие и не плавающие игрушки. Когда малыш начнёт увлечённо следить за их перемещениями, доставать ушедшие на дно предметы, устраивать перегонки для лодочек, уточек и т.п., можно будет уже возле умывальника начать показывать ему, как ручками зачерпывается вода из-под крана, какие движения нужно выполнить для того, чтобы намылить и смыть личико, откуда достаётся полотенце и каким образом им обычно вытираются. После нескольких совместных тренировок, конечно, сопровождаемых подробными словесными пояснениями взрослого, ребёнок, наконец, освоит процедуру умывания и станет выполнять её с удовольствием.

Таким образом, главное, что необходимо помнить родителям, — это огромная польза, которую принесёт незрячему малышу в будущем самостоятельность, приобретённая в раннем детстве. Как было доказано сотнями и тысячами живых примеров, силы и старания, потраченные родителями на разучивание с ребёнком основ бытового самообслуживания, буквально окупались с лихвой. Дети, своевременно приученные к самостоятельному приёму пищи, одеванию, раздеванию, купанию и умыванию, гораздо легче осваивали дальнейшие этапы жизненно важной реабилитации, а у их родителей высвобождалось больше времени для выполнения других дел. Как всегда подчёркивают тифлопедагоги, подлинная забота о незрячем ребёнке — это помощь ему в приобретении максимальной независимости от окружающих, тогда как гиперопека — лишь проявление страха и неумения родителей взаимодействовать со своим малышом, которая уже через несколько лет породит целое море с возрастом более трудноразрешимых проблем.

Важно отметить, что все приведённые рекомендации в полной мере актуальны и для незрячих детей с различными ментальными нарушениями. К сожалению, по-прежнему часто родители таких малышей считают, что они совершенно не способны ухаживать за собой и выполнять элементарные бытовые действия из-за имеющегося отставания. На самом же деле, как отмечают специалисты, это совсем не так, и более того, раннее воспитание самостоятельности у таких детей будет способствовать весьма эффективной коррекции выявленных отклонений от нормы, являясь верным залогом способности вести полноценную жизнь после достижения 18 лет.

Именно поэтому универсальным правилом для всех родителей незрячих детей становится чётко организованное, прилежное и терпеливое разучивание каждого навыка самообслуживания, всякий раз открывающего новую дверь в активное и успешное будущее.


Читайте также:
Все статьи
  • 22.02.2024
    Можно ли обойтись без гиперопеки незрячего ребёнка?
  • 05.02.2024
    Как обустроить быт незрячего человека: 4 главных правила
  • 30.01.2024
    Детские игрушки для незрячих
  • 22.01.2024
    Как адаптировать дом или квартиру для незрячего и слабовидящего ребёнка?
  • 18.01.2024
    Забота о безопасности слепых и слабовидящих детей в домашней обстановке
  • 15.01.2024
    Домашние дела для вашего слепого или слабовидящего ребёнка
  • 20.12.2023
    Как общаться со своим незрячим ребёнком?