// Родителям незрячих детей
Незрячий ребёнок первого года жизни
Что делать, если ваш малыш родился слепым, как принять его инвалидность и обеспечить ему все необходимые условия для полноценного развития? На эти и многие другие вопросы даём ответы в сегодняшнем материале.

Время дорого!

Весть о рождении ребёнка с существенными нарушениями здоровья – всегда тяжёлое испытание для родителей. Однако во всех подобных случаях мамам и папам очень важно помнить о том, что отчаяние и депрессия отнимают очень много драгоценного времени, которое жизненно необходимо потратить на реабилитацию. Как правило, детей с врождёнными патологиями из роддома или детской больницы выписывают значительно позже их условно здоровых сверстников, а потому у родителей появляются дополнительные дни (или даже недели) для адаптации к сложившейся ситуации. Их целесообразно наполнить следующим содержанием:

  • В первую очередь, следует хорошо изучить диагноз ребёнка. Для этого необходимо попытаться получить как можно более полную информацию о нём у врачей с разъяснением наиболее вероятных прогнозов и стратегий лечения. Если медики такие прогнозы строить не берутся, что случается довольно часто, то стоит начать собирать информацию самостоятельно. Сделать это можно через чтение соответствующей литературы и общение с родителями детей, имеющих аналогичные заболевания.

  • Очень важно не замыкаться в себе, отгораживаясь от родных и друзей непроницаемой стеной отчуждения. Напротив, все имеющиеся проблемы следует подробно обсудить с ними, продолжая держать их в курсе дальнейшего развития событий. Помните, одна голова хорошо, а две лучше, а потому и нужное решение быстрее всего находится сообща.

  • Ещё одной значимой задачей является настраивание на позитивный лад. Какой бы безвыходной вам не казалась ситуация, вера в её благополучное разрешение позволит справиться со всеми трудностями и отыскать нужные пути. Да, полная или частичная потеря зрения – это настоящая проверка на прочность, но однозначно не конец всем мечтам и надеждам. Бессмысленное же переживание негативных эмоций способно привести лишь к нагнетанию и без того сложного психологического фона, дестабилизация которого может обернуться значительным ухудшением здоровья самих родителей.

  • Выстраивание стратегии дальнейшего лечения следует совместить и с соответствующей инвалидности ребёнка системой воспитания и обучения, в которой физические ограничения будут компенсированы стимулированием сохранных анализаторов, обеспечивающих максимальную полноценность восприятия и осмысления информации о окружающем мире. Если приблизительный план подобной системы наметить себе заранее, то и осуществлять все необходимые мероприятия на практике будет значительно легче.

Коррекционное обучение

Понятно, что с медицинскими аспектами реабилитации лучше всего разбираться с помощью квалифицированных специалистов, причём желательно предварительно проконсультировавшись в различных авторитетных клиниках и при условии совпадения диагнозов выработав конкретный сценарий лечения. Что же касается социально-психологической части преодоления инвалидности, то здесь родителям стоит обзавестись как можно большим количеством полезных знаний, почерпнутых из соответствующей литературы и общения с людьми, уже сталкивавшимися с аналогичными проблемами. Данную информацию, конечно же, нужно будет для себя систематизировать и начать применять на практике. Так, по мнению большинства тифлопедагогов и психологов, ключевыми моментами воспитания и обучения ребёнка с нарушениями зрения первого года жизни должны стать следующие принципы:

  • Стимуляция развития зрительного восприятия (при наличии частичной способности видеть). Это должно осуществляться посредством ярких игрушек с приятным звуковым эффектом, полосатых бутылочек для молока, контрастной одежды взрослых, пёстрых детских вещей и т.д. В поле зрения ребёнка обязательно как можно чаще располагать предметы броских цветов (красного, жёлтого, зелёного, голубого, розового и др.), способные привлечь его внимание. Многие мамы отмечают, что с этой задачей неплохо справляются яркие заколки в волосах, интересные принты на футболках и т.п. Чем больше малыш будет задерживать взгляд на подобных предметах, тем лучше у него начнёт развиваться зрение.

  • Активизация слухового и тактильного анализаторов в процессе освоения окружающего мира. Если малыш не видит полностью, то важно помнить, что основная информация приходит к нему через слух, прикосновения, обоняние и вкус. Следовательно, именно на этих системах организма и стоит сделать особый акцент. Окружающие ребёнка игрушки должны быть преимущественно приятными на ощупь и звуковыми. Родителям следует больше говорить с малышом, описывая  пространство, в котором он находится. Для поддержания стабильного эмоционального фона незрячего ребёнка, по мнению психологов, полезно почаще брать его на руки, давая тем самым ему ощутить тепло и заботу любящих людей. Стимулировать к самостоятельным поворотам на бочок и на спинку слепого малыша следует осторожными щекотаниями или прикосновениями к его плечикам, подбородку и шейке. Также уже на втором месяце жизни ребёнка стоит учить захватывать небольшие предметы (игрушки), висящие или лежащие на столе, пытаться до них дотягиваться, что будет способствовать улучшению координации.

  • Внимание к двигательному развитию ребёнка. Родителям незрячих детей нужно помнить, что зрение на первом году жизни является важнейшим стимулом к движению, а значит – и к укреплению двигательной мускулатуры. Ребёнок, лишённый зрения, двигается меньше, координирует себя в пространстве хуже, вследствие чего становится более скованным, склонным к навязчивым движениям, а в дальнейшем и замкнутости. Так, нередко уже годовалые слепые младенцы надавливают на глаза пальцами, прыгают на одном месте, беспорядочно размахивают руками. Со стороны это смотрится странно и часто отпугивает условно здоровых людей. От подобных склонностей отучать малыша стоит сразу, как только они были замечены. Для этого на ручки можно надевать антицарапки, а окружающее пространство (комнату, кухню и т.д.) постепенно осваивать вместе. Ребёнку важно рассказывать о том, что находится внутри его жилого пространства, по возможности давая потрогать основные предметы. Хороший эффект имеет и чтение вслух детских стихов и сказок, стимулирующее развитие речи, которая станет основным источником коммуникации с таким малышом. Статистика показывает, что чем меньше родители уделяют времени занятиям с незрячим ребёнком, тем более закрытым и отчуждённым он растёт, а это, к сожалению, часто ведёт к развитию вторичного аутизма, накладывающего крайне негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь изначально ментально здорового человека.

В целом же мамам и папам просто нужно понять, что воспитание малыша с ограничениями по зрению вполне идентично аналогичному процессу по отношению к его условно здоровым сверстникам, поскольку все основные вехи взросления будут практически одинаковыми. Главное отличие состоит лишь в том, что особенности здоровья такого ребёнка делают необходимым учёт определённых нюансов его развития и адаптации к окружающему миру, которым придётся уделить внимание. Однако, по сути, ни один из них не сможет лишить по-настоящему любящих свою кроху родителей радости отцовства и материнства, а значит – не стоит бояться трудностей! Очень многое зависит от нас, и рациональный подход к решению любых, даже очень сложных задач обязательно даст свои результаты. Окружите незрячего малыша разумной любовью, и он совсем скоро порадует вас собственными успехами. Помните, «зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь»!

Товары в нашем каталоге