// Потеря зрения
Может ли незрячий человек водить машину?
Самостоятельное передвижение за пределами дома по-прежнему остаётся одной из наиболее острых проблем незрячих людей. И если овладеть навыками хождения с белой тростью, адаптированными навигационными приложениями и собаками-поводырями вполне реально, что доказывается тысячами живых примеров, то вот вопрос о вождения автомобиля пока что находится в плоскости желаемого. Насколько подобная мечта осуществима в наше цифровое время – попробуем разобраться.

Слепой водитель: миф или реальность?

Соблазн сесть за руль авто хотя бы под чутким руководством зрячего наставника и в практически безлюдных местах испытывали многие инвалиды по зрению. Более того, некоторые из них даже осуществляли это на практике, причём зачастую благополучно. Известно, что проекты, связанные с гонками вслепую на специально отведённых трассах и с участием условно здоровых штурманов, реализуются в различных странах мира. Не является исключением и Россия. На территории нашей страны давно существует спортивный клуб «Слепые гонки», где на картингах и даже реальных дорогах люди, потерявшие зрение, вместе со зрячим инструктором, постоянно подсказывающим, как и куда ехать, преодолевают запланированные дистанции. Аналогичные возможности предоставляются и в рамках инициативы «Путь к мечте», также позволяющей слепому человеку почувствовать себя водителем.

Однако всё это, по сути, достаточно далеко от практики самостоятельного вождения автомобиля, столь вожделенной для смелых инвалидов по зрению. К счастью, и в этой области в наше технологическое время появились определённые сдвиги.

Так, несколько лет назад в Вирджинии учёные продемонстрировали образец авто, передвигаться на котором можно практически без помощи глаз. Машина была оснащена системой специальных датчиков, способных подавать вибрационные, звуковые сигналы и голосовые подсказки. К примеру, о резком приближении препятствия слепого водителя должно было предупреждать усиливающееся вибрирование специального жилета, а о градусе поворота колёс (при вращении баранки) — меняющее тональность и интенсивность пиканье. Обо всех особенностях маршрута же чётко сообщал встроенный голосовой помощник, таким образом помогая особенному автомобилисту всеми доступными для него способами получать информацию о дороге и оперативно принимать нужные решения. Однако, как признались впоследствии сами разработчики, даже постановка подобных транспортных средств на массовое производство и поступление их в открытые продажи, вероятнее всего, не привело бы к тому, чтобы каждый желающий водить незрячий человек смог себе это позволить. И дело не в очевидной высокой стоимости такого авто, а в неготовности общества к появлению на дорогах особенных водителей (со зрительной патологией). Подобные технологические прорывы должны быть одобрены законодательно и как-то переосмыслены кодексами правил дорожного движения.

Но даже столь весомые логические аргументы не останавливают исследователей, которые всё-таки мечтают сделать вождение машин доступным для всех. В Китае командой креативных разработчиков был создан автомобиль, управлять которым можно даже не с помощью встроенного голосового ассистента, а посредством импульсов головного мозга. Машина, передвигаемая буквально силой мысли, стала не атрибутом фантастических реальностей, а самым что ни на есть осязаемым творением человека. С помощью целой совокупности чувствительных датчиков во время передвижения бортовой компьютер научился считывать энцефалограмму водителя и исполнять его желания. Конечно, осуществляться таким образом могут пока не все функции транспортного средства, но вот перемещать авто вперёд и назад, открывать и закрывать двери в ходе испытаний уже получается. Как отмечают создатели чуда техники, его дальнейшее совершенствование должно позволить полностью контролировать машину людям, у которых имеются различные нарушения здоровья (проблемы опорно-двигательной системы, речи и т.д.). Однако, естественно, правильно взаимодействовать с подобным автомобилем придётся учиться, поскольку этот процесс требует от человека повышенной концентрации внимания и полной осознанности желаний.

Помимо этого, активно разрабатываются и электромобили-беспилотники, представляющие собой более многофункциональные дроны. Их внедрение, по мнению специалистов, вообще откроет новые горизонты в передвижении по крупным городам: способные к полноценному полёту по воздуху, они смогут доставлять пассажиров в любую точку на карте населённого пункта. И хотя такие летающие такси (как их уже успели окрестить в СМИ) ещё далеки от соответствия всем требованиям безопасности, вполне возможно, что очень скоро исследователи добьются прогресса и в этой области.

В целом, если учесть, что ещё лет 20 назад мало кто мог бы поверить в столь бурное развитие смартфонов, с помощью которых сейчас можно не только устанавливать аудио и видеосвязь с любым абонентом, но и учиться, работать, делать покупки, получать консультации врачей и т.д., становится очевидно, что самостоятельное управление автомобилем, оснащённым искусственным интеллектом, без зрения — это уже не заоблачная мечта, а реальность вполне обозримого будущего, до которого просто нужно дожить.


Читайте также:
Все статьи
  • 06.02.2024
    2024 – ТСР: актуальная информация
  • 05.02.2024
    Как обустроить быт незрячего человека: 4 главных правила
  • 23.01.2024
    Обзор самых востребованных товаров тифлотехники за прошедший год
  • 16.01.2024
    2024 – перечень льгот для инвалидов: что изменилось?
  • 06.12.2023
    «Если хотите предложить помощь – предложите!» НЕинструкция, как общаться со слепыми людьми