// Родителям незрячих детей
Как научить незрячего ребенка пользоваться туалетом и ванной самостоятельно

Умение незрячего малыша самостоятельно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры, необходимые при  осуществлении естественных потребностей организма, является важным залогом на пути к его социально-бытовой реабилитации и обретению независимости от посторонних.  


Помочь ребенку овладеть им в полной мере очень важно и для поступления в детский сад, а тем более — школу. Помимо этого, каждая покорённая особенным малышом ступень самостоятельности для родителей становится самой прибыльной инвестицией в будущее, высвобождающей дополнительное время и открывающей новые возможности для концентрации на других делах. 

Реализовать всё это на практике не так трудно, как многим кажется поначалу, особенно если чётко следовать советам специалистов, главными из которых являются следующие:

  • Снабдите двери туалета и ванной специальными опознавательными на ощупь пометками. Это могут быть тканевые «повязки», резинки для волос, ленты и даже брелоки. Ограничений здесь нет, а руководствоваться целиком и полностью можно в том числе собственной интуицией и фантазией. Главное — чтобы малыш легко мог найти прикреплённые значки, моментально убедившись в том, что он пришёл правильно.

  • Постарайтесь сделать дорогу к помещениям санузла совершенно свободной и безопасной. На ней не должно находиться никаких посторонних предметов или мебельных атрибутов. В противном случае ребёнок будет каждый раз спотыкаться о них, испытывая при этом исключительно негативные эмоции. Впрочем, соблюдение данного правила очень полезно для удобства и условно здоровых членов семьи, т.к. значительно упрощает и улучшает организацию быта.

  • Сделайте само нахождение незрячего ребёнка в ванной и туалете комфортным и лёгким. Для этого, если малышу трудно дотягиваться до унитаза и раковины, расположите перед ними удобные ступеньки и научите его ими пользоваться. Это предполагает демонстрацию того, с какой стороны на ступеньку лучше подниматься, куда поворачиваться дальше и каким образом осуществлять все необходимые действия.

  • Установите и соблюдайте строго определённый порядок в расположении предметов в ванной и туалете. Всё, чем пользуется незрячий ребёнок, должно всегда находиться на своём месте. Это касается и туалетной бумаги, и мыла, и полотенца, и шампуня, и мочалки, и зубной пасты. Так малыш сможет легко найти необходимую ему вещь, что позволит ему справиться с осуществлением своих биологических потребностей намного быстрее.

  • Родители незрячих мальчиков могут столкнуться с дополнительными трудностями при обучении сыночков писать стоя. Если у малыша есть хотя бы небольшой остаток зрения, ободок унитаза можно снабдить цветовым обозначением контрастного характера, которое поможет ему правильно прицелиться. В случае же, когда мальчик не видит совсем, определять направление ему придётся, слегка дотрагиваясь до унитаза. Эффективным приёмом при освоении подобных навыков является техника «рука в руке». Готовыми родителям также стоит быть к многократному напоминанию ребёнку о необходимости поднимать сидение унитаза при решении рассматриваемой задачи, а если по забывчивости этого всё же не было сделано, — к умению устранить последствия.

  • Приобщать ребёнка старше трёх лет можно и к стирке загрязнённой одежды в случаях, когда он не успел добежать до туалета. Ему следует объяснить, куда кладутся грязные штанишки, как можно быстро отстирать нужное место, с помощью чего протереть пол при необходимости. Конечно, многие родители жалеют своих незрячих детей и часто убирают за ними сами, но это является недальновидным решением, поскольку ребёнок так рискует привыкнуть к тому, что ему ничего не нужно делать, и укорениться в пассивном отношении к происходящему. В будущем это приведёт к развитию бытовой неаккуратности и неспособности жить самостоятельно, поддерживая должный уровень чистоты.

  • Очень важным является и адаптация незрячего малыша к пользованию туалетом в общественном месте. Дети родителей, не уделяющих этому никакого внимания, нередко испытывают страх перед длительным пребыванием в незнакомых местах, не зная, что делать, если их застанет нужда. Для избегания подобного сценария следует объяснить ребёнку, где и как чаще всего располагаются нужные предметы в помещениях санузла: к примеру, бумага — слева или справа,кнопка или ручка для смывания — на бочке, соответственно этому, её нужно нажимать или тянуть вверх и т.д. Для наглядности стоит даже, выбрав наиболее чистое место (кафе, торговый центр и т.п.), в немноголюдный день специально посетить его с незрячим ребенком, обследовав всё интересующее пространство тактильно. Это придаст ему уверенности в себе, а родителям — спокойствия относительно того, что их чадо уже примерно представляет, как следует начинать ориентироваться в общественном туалете.

  • Акцентируйте внимание ребёнка на мелочах. К примеру, малыш должен привыкнуть справлять биологические потребности в туалете с закрытой дверью, выходить из него уже полностью одетым, хорошо мыть руки в умывальнике и тщательно вытирать их полотенцем. Эти навыки, усвоенные в раннем возрасте, будут способствовать формированию у мальчиков и девочек стремления к чистоплотности и уважительному отношению к нормам культурного поведения.

Несомненно, перед тем, как незрячий ребёнок научиться пользоваться туалетом и ванной самостоятельно, все необходимые для этого действия много раз придётся проделать вместе с ним его близким. Однако уделённое этому время обязательно окупится, подарив малышу ценный опыт самообслуживания, являющийся фундаментом для дальнейшего обретения бытовой самостоятельности и полноценного становления личности.


Читайте также:
Все статьи
  • 30.03.2024
    Обучение незрячих детей навыкам для жизни
  • 22.09.2023
    Обучение и воспитание незрячего ребёнка первого года жизни
  • 14.06.2023
    Советы незрячим родителям
  • 21.04.2023
    Как обучать незрячих детей работе на компьютере?
  • 11.04.2023
    Как музыка помогает в развитии незрячего ребёнка?
  • 13.03.2023
    Как рассказывать сказки незрячему ребёнку?