// Дети с особенностями развития
Работа родителей по развитию речи незрячего ребёнка

Отсутствие зрения с самых первых дней жизни неизбежно обостряет функционирование сохранных анализаторов, усиливая их вовлечённость в познание окружающего мира. Так, благодаря наличию слуха, в развитии незрячего ребёнка особую роль начинает играть речь, на которой и следует сконцентрировать пристальное внимание. О том, как это сделать, поговорим в сегодняшнем материале.


Особенности речи незрячих детей

Формирование основ речевой деятельности у незрячего ребёнка в идеале должно происходить вполне синхронно с аналогичным процессом у зрячих детей. Автономная речь, состоящая из звуков и слогов и появляющаяся в первые полтора года, уже к трём годам постепенно сменяется активной описательной речевой практикой, когда ребёнок уже может короткими фразами и предложениями обозначать свои желания, действия и т.д. Если к указанному возрасту этого не произошло – значит, в развитии имеются нарушения, и к специалисту необходимо обратиться как можно скорее.

Однако из-за отсутствия визуального восприятия в формировании речевой деятельности слепого малыша возникают и определённые особенности. Первая из них связана с тем, что незрячий ребёнок не может видеть мимику взрослого в процессе говорения, а потому и его собственная артикуляция будет не совсем чёткой. Часто дети, лишённые зрения от рождения, произносят звуки неотчётливо и тихо, а их мимические мышцы оказываются достаточно слабыми.

Второй особенностью является нарушение связи между звуковым выражением слова и его значением: ребёнок быстро усваивает новую словоформу, начинает её повторять, а в результате отсутствия зрительной функции неправильно соотносит его с предметом. Подобное явление встречается и у некоторых зрячих детей, но всё-таки у них оно оказывается менее интенсивным.

Однако все эти нарушения легко исправить, если только вовремя обратить на них внимание и начать правильно взаимодействовать с малышом.

Основные принципы развития полноценной речи

Для того чтобы психическое и интеллектуальное развитие незрячего ребёнка было абсолютно нормальным, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

  • Проговаривать каждое слово, обращённое к малышу, нужно как можно более чётко, придавая предложению яркий интонационный рисунок. Для появления у ребёнка осязательного представления об особенностях процесса речи целесообразно его руками проводить у себя по лицу в момент произнесения фразы, при этом обучая его прикасаться бережно и осторожно.

  • Каждое своё действие, связанное с ребёнком, необходимо подробно проговаривать: «Сейчас мы положим кашу в тарелку. Вот тарелка, потрогай, она пустая, вот ложка, я беру ею кашу и накладываю в тарелку. Теперь можно начинать есть». 

  • Для складывания у малыша правильных представлений о предметах и тех задачах, которые они выполняют, можно его собственными руками проделывать определённые движения с ними: «Берём игрушку, вот её коробочка, игрушку надо убрать, открываем коробочку, кладём в неё игрушку. Где игрушка? Она спрятана». 

  • С целью развития у незрячего ребёнка синтаксических связей между словами нужно обратить особое внимание на произнесение предлогов: «Носочек НА ножке. Снимем носочек С ножки». При этом каждый предлог следует отчётливо артикулировать и выделять интонационно.

  • Учёными уже давно признана неразрывная связь формирования мышления и речи с развитием мелкой моторики рук, а потому отдельно необходимо сосредоточиться на появлении у малыша умения ощущать и совершать различные движения каждым пальчиком по отдельности. Для этого прекрасно подойдут игры-потешки, такие как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и т.д.

    Ручку ребёнка можно взять в свои, и осторожно сгибая все его пальчики по отдельности, проговаривать текст потешки:

    «Пальчик-мальчик, где ты был?
    С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел!»

    Аналогичное значение будет иметь и другая игра, при которой мама или папа на примере пальчиков самого ребёнка объясняет ему, какой из них является большим, указательным, средним, безымянным и, наконец, мизинцем, произнося при этом:

    «Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул».
    — А по отношению к оставшемуся большому пальцу: «Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди».

    Затем разогнув поочерёдно все пальчики малыша, следует проговорить задорный финал: «Встали пальчики. Ура! Нам вставать уже пора».
    Потешек сейчас существует множество, поэтому выбрать те, которые обязательно полюбятся малышу, родители могут самостоятельно.

  • Незрячему ребёнку важно много читать различных детских стихотворений и сказок. Это будет способствовать появлению у него словесного восприятия мира. Особое внимание целесообразно уделять и звукоподражаниям: читая стишок про бычка, можно показать малышу, какой звук он обычно издаёт, а потом попросить повторить услышанное. Кошечка мяукает, собачка лает, курочка кудахчет – всё это нужно рассказывать ребёнку, демонстрируя собственным голосом. Аналогично следует описывать и явления природы: дождь идёт кап-кап-кап. Это позволит впоследствии просить ребёнка, к примеру, подуть на кашку, как ветер, что одновременно положительно скажется и на развитии его дыхания, необходимого для хорошей артикуляции.

Следование этим несложным советам уже в скором времени приведёт к тому, что ваш незрячий малыш научится говорить, а вам взаимодействовать с ним через слово станет намного легче!