// Дети с особенностями развития
Проблемы воспитания незрячего ребёнка

Многие родители, узнав о том, что их малыш полностью или частично лишён зрения, впадают в затяжную депрессию, замыкаются в себе, начинают прятать ребёнка от окружающих, нанося тем самым непоправимый вред его психофизическому развитию. Чем опасно подобное поведение и как этого избежать – расскажем в сегодняшнем материале.


Слепота – не порок!

Прежде всего, столкнувшись с инвалидностью по зрению, необходимо осознать, что жить с ней придётся в любом случае, а потому уподобляться ищущему спасение в песках страусу бессмысленно и бесполезно. Даже с тотальной слепотой люди могут обрести почти 100%-ю самостоятельность и жить полноценной жизнью. Следовательно, родительский долг велит вместо погружения в бездну отчаяния сосредоточиться на правильном воспитании, которое поможет стать ребёнку развитой личностью, вполне адаптированной к решению собственных проблем.

Основные принципы подлинного воспитания

Как рекомендуют специалисты, при появлении в семье незрячего ребёнка во главу угла целесообразно поставить следующие ориентиры:

  • Развитие малыша с акцентом на имеющиеся у него анализаторы (тактильный и слуховой) должно стать органичной составляющей повседневной жизни! Не следует уповать на то, что завтра или послезавтра вы обязательно выкроите время для специальных занятий с ребёнком – этого не случится, жизнь слишком насыщена разного рода задачами, а время, важное для вашего особенного сына или дочери, будет упущено безвозвратно. Лучше всего сделать ребёнка полноценным участником любых повседневных задач и объяснять ему, как выглядят окружающие предметы и для чего их используют люди в совершенно различных ситуациях: при приготовлении пищи на кухне, во время стирки или уборки, по пути в магазин и т.д.

  • Обучение следует сделать понятным и интересным! Зрячим взрослым необходимо понимать, что важнейшую роль при освоении окружающей действительности у слепых детей выполняют тактильные ощущения, а потому любую вещь, с которой они знакомятся, нужно ощупывать вместе с ними. Наиболее эффективным, по мнению многих тифлопедагогов, при этом является приём «рука в руке», когда родитель или другой человек, в данном случае выступающий учителем, берёт ручки малыша в свои и медленно и подробно показывает ему все детали изучаемого предмета. Так можно помогать ребёнку формировать верные представления о столовых приборах (ложках, вилках, тарелках, кружках), продуктах питания (крупах, овощах, хлебе, пакетах молока и т.д.), что позволит ему значительно обогащать кругозор буквально каждый день.

  • Гиперопека – путь в никуда! Если вы хотите, чтобы ваш незрячий малыш вырос психологически здоровым человеком, не зависящем от посторонних, окружать его чрезмерной заботой не стоит! Уберечь особенного ребёнка от всех «опасностей» не удастся так же, как невозможно застраховать самого себя от любых неприятностей. Если вы по-настоящему любите малыша – лучше научите его правильно обращаться с ножом, огнём, водой и др., чем он из-за ваших собственных страхов станет ни к чему не приспособленным существом, которое рано или поздно всё равно столкнётся с необходимостью обслуживать себя без посторонней помощи. 

  • Быть на равных – иметь здоровую самооценку! Родителям незрячего ребёнка, если в семье есть ещё и здоровые дети, однозначно следует относиться ко всем одинаково. Не стоит постоянно угождать особенному малышу, заставляя других выполнять все его желания. Да, слепой ребёнок нуждается в более тщательном уходе (на обучение его простым бытовым операциям может требоваться в несколько раз больше времени), но это нельзя превращать в культ его исключительности и уникальности. У каждого из детей должны быть свои обязанности по дому, зона своей ответственности и понимание непростительности притеснения другого в угоду себе самому. Только так получится сформировать здоровые родственные отношения, да и адекватное самосознание у всех членов семьи.

  • Похвала должна быть справедливой! Если незрячий малыш научился делать что-то по-настоящему хорошо – его обязательно следует похвалить. Положительные эмоции, испытанные при этом, станут способствовать тому, что ему и в будущем захочется совершать нечто подобное, а значит, стремиться к самостоятельности он продолжит. Однако не стоит пытаться компенсировать похвалой имеющиеся у ребёнка ограничения и хвалить его за любой, даже неправильный шаг. Не забывайте: незрячий ребёнок не видит ни себя, ни других и не может получить адекватное представление о том, как же любой действие нужно делать на самом деле, а своей ложной высокой оценкой вы просто введёте его в заблуждение.

Главный секрет успеха

Правил грамотного воспитания незрячих детей существует довольно много. Им посвящены целые учебники и монографии по тифлопедагогике. Однако самое главное, что позволит родителям вырастить ребёнка с инвалидностью по зрению полноценной, самостоятельной личностью, – это вера в его собственные силы и рациональная помощь в обретении навыков социально-бытового самообслуживания. Не отчаивайтесь, когда у вашего особенного малыша не получилось что-то с первого раза, а наоборот, поощряйте его к последующим попыткам, которые обязательно рано или поздно увенчаются успехом. Помните, терпенье и труд действительно побеждают всё, а научиться им – жизненная необходимость, познакомившись с которой ваш незрячий сын или дочь сможет справиться с любыми трудностями, даже когда вас не будет рядом.