// Дети с особенностями развития
Обучение незрячего ребёнка навыкам самообслуживания

Умение самостоятельно удовлетворять свои элементарные потребности является важнейшим  показателем развития любого ребёнка, а особенно малыша с ограничениями по здоровью. Как и когда подобные навыки нужно начать вырабатывать – расскажем в сегодняшнем материале.


Основные принципы обучения самостоятельности

Перечень бытовых задач, решению которых необходимо научить малыша, не имеющего зрения, вполне аналогичен обязательному минимуму для его условно здоровых сверстников. Так ключевые позиции в данном списке занимают навыки самостоятельного приёма пищи, одевания и раздевания, туалета и соблюдения чистоты.

Для успешного овладения этими и другими умениями родителям необходимо усвоить следующие правила:

  • Каждое действие, которому нужно научить незрячего ребёнка, целесообразно разложить на целую последовательность маленьких шагов для более тщательного запоминания и чёткого выполнения.
  • Даже самую элементарную операцию лучше сначала проделать вместе - взяв руки малыша в свои и тем самым «наглядно» показывая ему всё поэтапно.
  • Обучение любому действию должно сопровождаться подробным словесным объяснение, которое будет способствовать более эффективному его усвоению.
  • По мере запоминания малышом алгоритма выполнения тех или иных задач совершать что-либо его ручками взрослому понадобится лишь в отдельные моменты, число которых станет со временем уменьшаться, постепенно сходя на нет.
  • До того, как ребёнок сможет безошибочно осуществлять необходимое действие, процесс его выполнения целесообразно контролировать, хотя бы молча наблюдая со стороны.

Придерживаясь этих несложных принципов, научить ребёнка элементарным основам самообслуживания получится за считанные дни, а результат, вне всяких сомнений, облегчит жизнь как ему самому, так и заботливым мамам и папам.

Как научить незрячего малыша самостоятельно есть?

Навыкам приёма готовой пищи без посторонней помощи ребёнок способен овладеть к 2-3 годам. Для этого сначала его следует научить на ощупь распознавать столовые приборы: чашку, ложку и кружку. Дав малышу возможность полностью обследовать нужный предмет ручками, необходимо показать ему, как данную вещь правильно держат и что с ней обычно делают. Так, Чашку надо поставить на стол и позволить малышу убедиться в том, что она пустая, сопроводив это действие соответствующим словесным объяснением. Затем поместив туда пищу, ребёнка ещё раз надо попросить её потрогать: он должен понять, что теперь в посудине есть каша или любое другое готовое к употреблению блюдо. После этого целесообразно объяснить, что кушать нужно не руками, а ложкой. Далее настаёт время практической демонстрации процедуры. Взяв ручки малыша в свои, взрослому следует показать ему, как ложечкой берётся небольшая порция пищи и подносится ко рту. У некоторых незрячих детей могут проявиться стремления быстро отбросить от себя использованный предмет. Для предотвращения этого ту же ложку после использования нужно руками малыша бережно вернуть в тарелку и объяснить, что каждая вещь должна возвращаться на своё место.

Аналогичные операции необходимо проделать и с кружкой, которую ребёнок сначала должен научиться брать за ручку и, поддерживая другой рукой снизу, осторожно подносить ко рту, а затем снова ставить на стол.

Если повторение этих элементарных действий станет ежедневным и родители будут проявлять должное терпение, то очень скоро незрячий ребёнок принимать пищу начнёт совершенно самостоятельно.

Как научить малыша одеваться?

Овладения навыком одевания должно осуществляться по аналогичному сценарию. Сначала незрячему ребёнку следует показать каждую вещь в отдельности (кофту, колготки, брючки, платье и т.д.), научив различать одежду на ощупь. Затем его ручками необходимо определить верх: горловину свитера, пояс штанишек, юбочки и т.п. После этого медленно и аккуратно надо помочь ребёнку надеть на себя выбранную вещь, сопровождая данный процесс подробным словесным комментарием. Когда одежда будет надета, целесообразно попросить малыша проверить, правильно ли застёгнута кофта, подвёрнуты рукава, зашнурованы ботинки и др.

При раздевании следует научить ребёнка бережно снимать каждую вещь, сразу же складывать или вешать её в шкаф или на стул. Особое внимание стоит уделить оставлению тапочек в чётко определённом месте, к примеру, возле ножки кроватки, чтобы ребёнок учился запоминать, где лежат его вещи и быстро их находить.

Как научить самостоятельному хождению в туалет?

К 2-3 годам незрячий малыш, как и его зрячие сверстники, способен научиться ходить на горшок. При этом очень важно сразу постараться упорядочить данный процесс. Ребёнка надо приучить   пользоваться горшком при появлении соответствующих ощущений и самостоятельно его находить. Это возможно только после закрепления за горшком чётко определённого места в доме, о котором малыш, естественно, будет знать. Целесообразно стремиться и к тому, чтобы ребёнок привык ходить на горшок до сна, через какое-то время после еды и т.д. Это будет способствовать установлению правильного режима.

Следить необходимо и за тем, чтобы ребёнок долго не оставался сидеть на горшке, поскольку в противном случае, желая чем-то себя занять, он может приобрести вредные привычки.

Соблюдение чистоты

Поддержанию элементарного порядка незрячего ребёнка следует учить практически с того самого момента, как он начал активно играть с игрушками. Малышу нужно объяснять, что с каждым предметом необходимо обращаться бережно и осторожно, а класть его важно на то же место, откуда он и был взят. Поначалу проделывать соответствующие действия тоже понадобится, взяв руки ребёнка в свои собственные, но затем станет достаточно и просто словесного сопровождения: «Возьми игрушку и положи её на место. Где она лежит? На нижней полочке шкафа». Только так ребёнок сможет с самого раннего возраста привыкнуть не разбрасывать свои вещи и поддерживать даже собственное игровое пространство в порядке.

Золотые правила успеха

Самое главное – не откладывать процесс обучения навыкам самообслуживания в долгий ящик. Желая уберечь незрячего ребёнка от всех возможных опасностей, вы не защищаете его, а напротив, делаете более уязвимым. Чем раньше малыш начнёт совершать элементарные действия сам, тем более уверенно он будет чувствовать себя впоследствии. Не жалейте времени на обучение ребёнка выполнению бытовых задач и не забывайте его хвалить за каждое, пусть и маленькое достижение! Так вы не только поможете стать ему более независимым от посторонней помощи, но и сформируете у него основы здорового самосознания, которое и послужит важнейшим импульсом развития психически полноценной личности.