// Законодательная база
Обучение детей с ОВЗ: какие новые правила вступят в 2025 году?

Наступивший 2025 год, по оценке экспертов, должен ознаменовать собой новый виток в становлении и усовершенствовании подлинно инклюзивного общества, обеспечив более глубокую всестороннюю интеграцию людей с инвалидностью во все социальные процессы. Фундаментом для этих изменений служат поправки, внесённые в российское законодательство и регламентирующие защиту прав и интересов граждан с особенностями здоровья.


Так, уже с 1 марта 2025 года вступают в силу новые правила обучения детей с ОВЗ, согласно которым все образовательные учреждения обязаны создать доступную среду для комфортного пребывания в ней учащихся с инвалидностью. Юридически это подтверждается поправками к Федеральному закону «Об образовании», которые начнут действовать уж с указанного периода. Доступная образовательная среда предполагает обеспечение как архитектурной приспособленности рассматриваемых учреждений к самостоятельному передвижению по ним лиц с различными нозологиями, так и адаптацию процесса обучения к их потребностям. Последнее, помимо всего прочего, означает использование ассистивных технологий и перевода изучаемого материала в наиболее подходящий формат. Фактически обратной стороной данного процесса является повышение уровня кадровой и технической оснащённости школ для появления в них учеников с ОВЗ. Главной целью подобных изменений выступает широкое и повсеместное внедрение в практику модели инклюзивного обучения, в соответствии с основными принципами которого равные условия освоения необходимых программных модулей и кейсов должны быть созданы для всех участников образовательного процесса.

Ещё одним важным нововведением является создание психолого-медико-педагогических комиссий при специальных центрах, в полномочия которых будет входить разработка и контроль за соблюдением индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. Именно их рекомендациями Должны будут руководствоваться школы при определении того, как особенный ребёнок будет учиться и какие условия для этого ему необходимо обеспечить. Организация обучения на дому также останется доступной, но для этого родителям (или законным представителям) придётся предоставить соответствующие письменные заявления и медицинские заключения в образовательное учреждение и центры психолого-педагогической помощи.

Затронут изменения и деятельность педагогического состава самих школ. Отныне преподаватели обязаны будут постоянно проходить курсы повышения квалификации по работе с учащимися, имеющими инвалидность и ОВЗ, а сами школы — находиться в тесном сотрудничестве с социальными и медицинскими службами по вопросам, связанным с реализацией инклюзивного образования, учитывающего особенности данной категории учеников.

Аналогичная тенденция должна затронуть и учреждения дошкольного образования, которым также будет необходимо уделять особое внимание инклюзивной составляющей осуществляемых услуг. В частности, для полноценного развития в них детей с особенностями здоровья детсадам и специализированным центрам однозначно придётся расширить имеющийся перечень технических средств реабилитации, взаимодействие с которыми способно скорректировать выявленные нарушения у воспитанников с ОВЗ. Помочь в этом могут, к примеру, специальные игровые наборы, направленные на улучшение тактильного, слухового и визуального восприятия предметов, а также тренировку речевых навыков, мелкой моторики, пространственного, логического и творческого мышления. Справиться со обозначенными задачами сегодня достаточно просто, благодаря тому, что в современной реабилитационной индустрии уже давно есть специальные многофункциональные игрушки, предназначенные для полноценного развития маленьких обладателей различных нозологий.

Так, взаимодействие со специальной сенсомоторной трубой, сияющей разноцветными огоньками и воспроизводящей волшебные звуки (в зависимости от активированного режима), будет способствовать гармонизации эмоционального фона, повышению усидчивости, наблюдательности и любознательности ребёнка. Игры с выполненными из текстильных материалов забавными повторюшками, которые могут весело и задорно копировать все фиксируемые звуки, не только поднимут крохе настроение, но и помогут ей более чётко вычленять такие единицы звучащей речи, как слова и фразы, тем самым улучшая степень слуховой дифференциации акустических явлений. Увлекательные сборы тактильных паззлов и пирамидок подарят ребёнку представление о причинно-следственных связях между вещами, формируя у него правильное восприятие окружающего мира. Игра же на таких музыкальных инструментах, как барабан, маракас, тамбурин и ксилофон, более того, поможет маленькому любителю приключений развить природный слух и, вполне возможно, даже определиться с выбором профессии ещё в детстве. Эти и другие игрушки сегодня можно приобрести как для коллективного использования в образовательных учреждениях, так и для домашних развивающих занятий. Ознакомиться со всей интересующей информацией о подобных игровых наборах можно в специализированных магазинах реабилитационной техники, специалисты которых помогут правильно сориентироваться в параметрах более подходящих ТСР. Применение же их в детских садах и дошкольных развивающих центрах однозначно позволит педагогам и воспитателям подобрать новые, более эффективные подходы к взаимодействию с особенными детьми, обеспечивая им максимально всестороннее и качественное развитие.

Таким образом, изменения в образовательной сфере, которые начнут ощущаться уже с весны этого года, должны будут носить комплексный характер, способствуя прочному вхождению стандартов инклюзивного обучения в отечественную систему образования на всех её уровнях. Создание необходимых условий для полноценного освоения учебных маршрутов в стенах гимназий и школ для учащихся с ограничениями по здоровью позволит не только повысить качество их личностного развития, но и сформировать у условно здоровых учеников правильное восприятие людей с инвалидностью, без которого невозможна сама инклюзия в целом.


Читайте также:
Все статьи
  • 27.12.2024
    Какие законы для инвалидов вступят в силу с 2025 года?
  • 15.11.2024
    Закон о социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов
  • 08.11.2024
    Реабилитация слепых: как инвалиды по зрению интегрируются в общество?
  • 18.10.2024
    Технические средства реабилитации для инвалидов