// Родителям незрячих детей
Психология: как воспитывать незрячего ребёнка? Начните с себя!

Немаловажное место в воспитании незрячего ребёнка занимает обучение его хорошим манерам и соблюдению правил поведения в обществе. И, хотя сложного, на первый взгляд, в этом ничего нет, поскольку знаниями по всем этим вопросам каждый культурный человек начинает располагать буквально с малых лет, в случае с детьми, лишёнными зрения, необходимо учитывать определённую специфику.


В частности, вследствие отсутствия у них визуального источника информации многие вещи, которые зрячие сверстники усваивают естественным образом, для них остаются неизвестными. Именно поэтому родным и близким незрячего малыша очень важно осознать, что всё зрительное для него непонятно, а потому их долг — рассказать слепой крохе обо всём, что в поведении людей узнаётся с помощью глаз, научив их следовать общепринятым нормам. К основным моментам, на которые в данном контексте следует обратить внимание, тифлопедагоги относят следующие:

  • Мимика. Незрячий ребёнок от природы ещё не умеет скрывать свои чувства и эмоции и уж тем более не знает, что все они отображаются на его лице. Если зрячие дети постепенно сами собой учатся скрывать злость, гнев, сильное удивление, неудовольствие и т.д., то вот слепой малыш лишён подобной возможности и даже может надолго застыть с не вполне приличным выражением лица, которое обязательно привлечёт внимание окружающих. Поэтому ему с ранних лет следует объяснять, что чувства и эмоции зрячие люди считывают по изменению взгляда, цвета щёк, движению губ и т.д., а следовательно, если ты не хочешь, чтобы о твоих личных чувствах узнали все, кто рядом, постарайся не подавать виду. Есть здесь, безусловно, и другая крайность, при которой у уже взрослых слепых людей практически всегда сохраняется нейтральное выражение лица, придавая им неэмоциональный, отчуждённый и вечно отсутствующий вид. От неё также стоит начать предостерегать малышей ещё в самом нежном возрасте, говоря, что уместную улыбку, смех и т.д. пытаться маскировать вовсе не стоит.

  • Речевой этикет. Не секрет, что одним из главных методов воспитания является пример, а это значит, что если родители и другие родственники разговаривают между собой грубо, с употреблением нецензурной лексики, то и живущий с ними ребёнок будет говорить точно так же. Вежливое обращение к собеседнику, использование речевых формул для высказывания благодарности за что-либо или просьбы о чём-либо (спасибо пожалуйста) и т.д. должны постоянно звучать в семье, чтобы постепенно научить и малыша органично включать их в собственную речь. Это же, в свою очередь, несомненно, поможет ему легко идти на контакт с другими людьми, завоёвывать их расположение и чувствовать себя свободно и смело в дружеской компании.

  • Соблюдение норм поведения в общественных местах. Многие родители ошибочно полагают, что их незрячие дети от рождения знают, что, например, в кафе нельзя есть с чужой тарелки, а в общественном туалете необходимо раздеваться, только войдя в саму кабинку, и терпеливо дожидаться своей очереди. Отсутствие зрительного опыта, позволяющего осуществить правильное подражание, и здесь служит лишённым зрения малышам плохую службу, нередко делая их участниками поначалу забавных, а впоследствии и довольно неприличных ситуаций. Во избежание подобного незрячему ребёнку перед посещением какого-либо общественного места обязательно следует пояснить, как там принято себя вести: что делать можно, а что запрещено. Спустя некоторое время усвоенные правила целесообразно попросить повторить, и, когда вы убедитесь, что малыш всё запомнил, обязательно стоит его похвалить.

  • Отношение к другим людям. Дети со свойственной им прямотой и простотой зачастую очень любят запоминать какие-либо правила и затем часто начинают призывать к их соблюдению других. Вследствие этого достаточно распространены ситуации, при которых малыш стремится уличить в нарушении чего-либо стоящего в очереди постороннего взрослого человека, сидящего рядом пассажира автобуса и т.д. Чтобы исключить такие неловкие моменты, лучше всего заранее объяснить ребёнку, что культурные люди могут сделать вид, что не заметили незначительных отклонений в поведении окружающих, тем самым проявляя к ним снисходительное отношение.

В целом объяснять незрячему ребёнку стоит все аспекты взаимодействия с другими людьми, всегда помня о том, что сам получить подобные знания визуально он не может. Конечно, некоторым родителям подобная миссия кажется несколько утомительной, и они предпочитают сами подстроиться под особенности своего малыша, чем тратить дополнительные эмоциональные усилия на объяснения и обсуждения. Однако здесь важно понимать и полностью отдавать себе отчёт в том, что никто больше этого делать не будет. Жить незрячий ребёнок всё-таки будет в мире, где зрячих намного больше, и, если он хочет стать его полноценным членом, ему придётся адаптироваться к принятым в обществе правилам, везде проявляя себя как воспитанного, доброжелательного и культурного человека. Только так с малых лет слепая кроха сможет овладеть секретами успешной коммуникации, открывающей широкие перспективы для дальнейшего личностного роста.


Читайте также:
Все статьи
  • 25.06.2024
    Как научить незрячего ребёнка передвигаться по городу?
  • 19.06.2024
    Незрячие: принимать или отказываться от помощи окружающих?
  • 31.05.2024
    Как научить незрячего ребёнка ориентироваться в пространстве?
  • 24.05.2024
    Жить по-новому: как адаптироваться человеку, который недавно потерял зрение