Профессия - дефектолог: особенности работы коррекционного специалиста с детьми с ОВЗ
Обучение детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья строится на создании для них специализированных условий, полностью соответствующих их особым потребностям. Реализация этого важнейшего принципа была бы немыслимой без включения в данный процесс преподавателей с релевантными навыками. Ими, по сути, и являются дефектологи. В наиболее общем смысле дефектологией называется область педагогической науки, занимающаяся развитием и воспитанием детей с различными нарушениями здоровья. Исходя из этого, дефектолог является коррекционным педагогом, умеющим взаимодействовать с учениками, оказывающимися обладателями тех или иных нозологий. Фактически он выступает специалистом достаточно широкого профиля, который может как остановить своё профессиональное внимание на отдельной разновидности нарушений развития учащихся, так и заниматься сразу несколькими направлениями.
В научной традиции обычно различают пять следующих специализаций для дефектологов:
- Олигофренопедагогика — отрасль педагогического знания, фокусирующаяся на обучении детей с задержками психического развития (ЗПР), умственной отсталостью и т.д. Специалисты данной области владеют комплексом навыков для коррекции познавательной деятельности, поведения и коммуникативного взаимодействия с учениками, имеющими расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и другие патологии означенного спектра. Они могут как стабилизировать развитие самого ребёнка, так и помочь его родителям наладить с ним контакт и выработать наиболее эффективную систему воспитания.
- Сурдопедагогика — это разновидность дефектологии, специализирующаяся на работе с учащимися, страдающими нарушениями слуха. Сурдопедагог владеет языком жестов, которому должен обучить и самого малыша с инвалидностью, и его близких. В случае, если ребёнок не слышит полностью, важнейшей задачей сурдопедагога становится формирование у него представлений об устной речи с развитием элементарных её навыков, поскольку без этого полноценно общаться даже жестами глухому человеку будет крайне тяжело.
- Тифлопедагогика — отрасль дефектологической науки, занимающаяся обучением слепых и слабовидящих детей и даже взрослых с аналогичными нарушениями. В круг обязанностей тифлопедагога входит создание для инвалида по зрению комфортных условий для развития без визуального восприятия мира, привитие ему навыков ориентации в пространстве, совершенствование сохранных анализаторов и умения ими пользоваться.
- Логопедия — сфера дефектологии, концентрирующаяся на коррекции речевых нарушений. Логопед учит детей произносить звуки правильно, стимулирует у них развитие речевого взаимодействия, способствует формированию у ребёнка полноценной, коммуникативно активной личности.
- Ортопедагогика — область дефектологии, специализирующаяся на обучении ребят с поражениями опорно-двигательного аппарата. Её представители занимаются развитием обладателей таких нозологий, как ДЦП, паралич верхних или нижних конечностей и т.д. Они помогают разработать и реализовать наиболее приемлемые сценарии обучения для данной категории учеников, делая особый акцент на их комплексном психофизическом развитии.
Важно отметить, что в процессе освоения профессии дефектолога будущие специалисты по факту приобретают представления об особенностях работы с каждой из перечисленных нозологий, а потому выступают носителями универсального круга компетенций, способных принести пользу в любом образовательном учреждении. Дефектологи могут работать в детских садах, школах, колледжах, университетах, реабилитационных центрах и других организациях соответствующего профиля. Их услуги оказываются востребованными в самых разных областях жизни, а учитывая реализуемую в нашей стране модель инклюзивного образования, и вовсе начинают выполнять роль одного из ключевых звеньев образовательной системы. Это обуславливается ещё и тем, что не являясь медицинскими работниками, дефектологи на практике совмещают часть их функций с функциями преподавателей, оказываясь уникальными гарантами осуществления реабилитации подопечных с ограниченными возможностями здоровья.
Основными принципами деятельности специалистов в сфере дефектологии являются индивидуальный подход к каждому ученику, поэтапность обучения и постоянная коррекция выработанной программы развития с учётом скорости и качества усвоения воспитанником нужной совокупности знаний и навыков. В соответствии с этим развитие детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья под руководством педагога-дефектолога строится по следующей схеме:
- обследование, или диагностика, психофизического состояния ребёнка, включая анализ поставленного ему диагноза, прогноза врачей и способностей самого малыша;
- составление чётко структурированной программы обучения ребёнка базовым навыкам самообслуживания и взаимодействия с окружающими, а впоследствии и формирования у него способности к усвоению других знаний по изучаемым в школах предметам;
- формирование у особых учеников элементарных математических представлений о мире (размере предметов, их строении, свойствах, а также причинно-следственных отношениях между явлениями);
- оказание ситуативной помощи ребёнку с ОВЗ и его родителям в решении конкретных задач, связанных с ограничениями, вызванными наличием определённого заболевания.
Реализация данной схемы осуществляется с использованием инновационных форм обучения и специальных технических средств, призванных компенсировать имеющиеся ограничения. Так, гармонизации развития детей с аутизмом способствуют занятия рисованием, лепкой из пластилина, игры в интерактивной песочнице, специальных пальцевых бассейнах с крупами, бобовыми и другими сыпучими продуктами. Налаживание у них механизма самовыражения через творчество постепенно помогает организовать постоянный обмен сообщениями между таким ребёнком и взрослым через картинки, короткие текстовые сообщения и др. Установление подобного способа обмена информацией позволяет родителям впоследствии намного легче входить в контакт с малышом и осуществлять его воспитание.
Для незрячих детей, напротив, более важным оказывается стимуляция развития тактильного и слухового восприятия, а также пространственной ориентировки. Для этого их важно научить дифференцировать предметы на ощупь, иметь представление о различных структурах и фактурах окружающих объектов, чётко и правильно воспринимать и передавать информацию через звучащее слово.
Конечно, всё это не может быть реализовано в короткий календарный период, а потому для каждого особенного ученика дефектологами составляется план развития на фактическое время его пребывания в стенах той или иной образовательной организации (детского садика, школы или реабилитационного центра), который может быть откорректирован в любой момент с учётом новых значимых обстоятельств.
В некоторых случаях специалистам в области дефектологии приходится работать сразу в нескольких смежных сферах, делая всё возможное для полноценного развития детей с сочетанными патологиями. Так, например, происходит в ситуациях со слепоглухими учениками, которым одновременно нужна помощь и сурдопереводчиков, и тифлопедагогов. Всемирно известный американский педагог Энн Салливан, обучившая слепоглухую девочку Хелен Келлер взаимодействию с окружающим миром, доказала, что их максимально полноценное развитие тоже возможно, но только тогда, когда для этого будут использоваться соответствующие методики. Поэтому одной из главных задач дефектологов также остаётся обоснование и выработка новых методов обучения, которые бы смогли помочь стать активными участниками общественной жизни лицам с любыми комбинированными нарушениями здоровья. Во многом именно вследствие этого дефектология оказывается бурно развивающейся отраслью научного знания и сегодня, предоставляя возможность обладателям данной профессии постоянно совершенствовать свои профильные навыки, приобретать новые компетенции и расширять круг деловых связей на различных конференциях, симпозиумах и фестивалях. Подобные мероприятия реализуются ежеквартально в самых разных городах нашей страны под руководством сети ресурсных учебно-методических центров, организованных при крупнейших федеральных вузах РФ и опирающихся на многолетний опыт работы кафедр дефектологии. Вот почему профессию дефектолога можно с уверенностью назвать профессией будущего, представители которой, являясь носителями уникального многомерного знания, смогут найти себе применение во всех организациях дошкольного, среднего и высшего образования.