Как незрячие школьники сдают экзамены?
К сожалению, до сих пор родители многих незрячих и слабовидящих детей полагают, что получение аттестата об окончании школы и дальнейшее профессиональное образование для их чад задача практически невыполнимая, что отнюдь не соответствует действительности. Как проходят выпускные экзамены для данной категории учащихся и что нужно знать, чтобы сдать их успешно, рассказываем в сегодняшнем материале.
ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ — ключевые определения и различия
Для того, чтобы получить документ о неполном, а затем и полном среднем образовании, незрячему или слабовидящему ребёнку, как и его условно здоровому сверстнику, необходимо сдать государственную итоговую аттестацию (ГИА). Осуществить это он может, по сути, двумя путями, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. Первым способом прохождения ГИА является ОГЭ (основной государственный экзамен), сдаваемый в девятом классе, и ЕГЭ (единый государственный экзамен), используемый для проверки знаний одиннадцатиклассников. Подобны испытания проходят и условно здоровые учащиеся, что фактически позволяет считать их стандартной формой государственной аттестации. Главным преимуществом данного способа сдачи экзаменов является возможность использования его результатов при зачислении в высшее учебное заведения. Достаточно вспомнить, что по своей специфике сам ЕГЭ является одновременно и выпускным экзаменом для школы, и вступительным — для вуза. Естественно, при условии, что учащийся сумел получить хотя бы минимально допустимое количество баллов. Вторым путём прохождения ГИА служит ГВЭ — государственный выпускной экзамен, фактически выступающий более лёгкой альтернативой первого варианта. Он является упрощённым и очень напоминает обычную контрольную работу — одну из тех, которые не раз в течение года сдают школьники. Однако по результатам ГВЭ быть зачисленным в вуз нельзя, поскольку эта форма испытаний может быть использована лишь для проверки знаний на право получения школьного аттестата. Соответственно, подобный вариант больше подходит тем, кто собирается поступать не в университет, а в специализированный колледж или другое организацию среднего профессионального образования.
Обязательными для сдачи и в том, и в другом случае являются два базовых предмета — русский язык и математика, а сам вид проведения испытаний ученик и его законные представители могут выбрать самостоятельно. Сдать все выпускные экзамены необходимо строго выше двух баллов, иначе школа просто не будет иметь права выпустить ученика в свободное плавание.
Важно отметить, что И ОГЭ, и ЕГЭ, и ГВЭ для незрячих выпускников проходят в особых условиях, суть которых определяет Психолого-медико-педагогическая комиссия, куда необходимо обратиться ещё до наступления срока сдачи. Делать это целесообразно, собрав пакет следующих документов:
- Свидетельство о рождении и паспорт учащегося.
- Паспорт родителя или законного представителя.
- Заявление о проведении психолого-педагогического обследования.
- Согласие на обработку персональных данных.
- Направление образовательной организации ученика на прохождение ПМПК для определения особых условий сдачи ГИА, которые должны быть созданы, и др.
К последним, в частности, относятся использование необходимых технических средств (брайлевских приборов, грифелей, электронных увеличителей и т.п.), предоставление ассистентов для чтения экзаменационных заданий вслух, занесения ответов в бланк, перемещения по аудитории и т.д. Главная цель разработки специальных условий — обеспечение незрячим и слабовидящим выпускникам беспрепятственного выполнения всех требуемых заданий, а также решения возникающих бытовых вопросов, включая посещение санузлов, приём пищи и даже своевременную реализацию лечебных мероприятий (закапывания глаз и др.),
Таким образом, сами образовательные организации обязуются сделать всё, зависящее от них, для того, чтобы учащиеся с инвалидностью и ОВЗ смогли продемонстрировать полученные знания и успешно сдать выпускные экзамены. Конечно, это, по сути, является лишь технической стороной рассматриваемой ситуации, поскольку конечный результат всех экзаменов покажет уровень подготовки ученика, которую целесообразно начать ещё задолго до приближения ГИА. Родителям и самим учащимся крайне важно вовремя пройти правильную профориентацию, определившись с дальнейшей траекторией образовательного развития, а следовательно, и набором тех предметов, на которые понадобится сделать особый акцент. Помочь с решением данного вопроса могут как в самой школе, так и в ресурсных учебно-методических центрах университетов, функционирующих во всех федеральных вузах страны и занимающихся проблемами абитуриентов и студентов с инвалидностью и ОВЗ. На базе подобных организаций часто проводятся дни открытых дверей, которые можно посетить, чтобы узнать, какие именно условия для лиц с особыми потребностями уже есть, а также осуществляется онлайн и офлайн-консультирование в индивидуальном порядке. Главное — не бояться задумываться о будущем, а начинать планировать его уже сейчас.
В целом на сегодняшний день существующая система образования отличается высокой гибкостью и возможностью реализации нескольких сценариев, что позволяет подобрать наиболее оптимальный вариант для каждого ребёнка с инвалидностью и ОВЗ. Всё, что требуется от его родителей, — своевременно оказать содействие в получении нужной информации и совершении осмысленного выбора для определения подходящей профессии и способа овладения ею. А это и оказывается единственной дверью в успешное, независимое будущее, которая обязательно должна быть открыта.