// Родителям незрячих детей
Как научить незрячего ребёнка передвигаться по городу?

Умение без посторонней помощи добираться в любое место в пределах своего населённого пункта является базовым навыком каждого человека. Его же отсутствие становится серьёзным препятствием к успешному обучению, трудоустройству, да и просто бытовому самообслуживанию, подразумевающему походы в магазины, общественно значимые учреждения и т.д. Вот почему начать обучать незрячего ребёнка основам самостоятельного перемещения за пределами дома нужно как можно раньше.


В специализированных школах для слепых и слабовидящих детей, как правило, есть уроки ориентировки, на которых ребят учат ходить с тростью и определять своё местоположение, пользуясь сохранными органами чувств. В начальных классах ученики начинают передвигаться по улице вместе с педагогами, позднее — группами, в которых есть одноклассники с наибольшим остатком зрения, выступающие в роли вожатых всей компании, а уже ближе к окончанию — приступают к преодолению различных маршрутов и в одиночку. 

Конечно, в случае детей, тотально лишённых зрения, ситуация значительно усложняется, и без правильного отношения со стороны родных овладение азами ориентирования может ощутимо затормозиться или вовсе остановиться. Для того, чтобы избежать этого, мамам, папам и другим членам семьи целесообразно взять на вооружение следующие рекомендации специалистов:

  • Осознано помогайте ребёнку усвоить основы ориентировки в пространстве, тренируя соответствующие навыки при каждом выходе на улицу. Обязательно берите с собой трость, давая малышу возможность ощупать ею любое препятствие. Подробно рассказывайте ему, мимо чего проходите, чтобы у него формировались зрительные представления об окружающих объектах. Никогда не спешите, идя вместе с незрячим ребёнком, иначе для него передвижение станет чисто механическим, ничему не научив.

  • Дома совместно с малышом вспоминайте осваиваемый маршрут, проговаривая его детали. Сравнивайте впечатления ребёнка и свои зрительные наблюдения, устанавливая между ними взаимосвязь, и на её основе правильно разъясняя ему интересующие моменты.

  • Для того, чтобы у слепого подростка сформировалось целостное представление о расположении улиц и различных объектов в городе, постарайтесь сделать для него рельефно-точечную карту населённого пункта, отразив на ней такие ключевые позиции, как перекрёстки, остановки, крупные торговые центры и т.д. Это поможет ребёнку понять, как и куда можно добраться, что однозначно пригодиться в будущем при самостоятельном прохождении маршрута, например, если на привычном участке ведутся дорожные работы и воспользоваться необходимо другими путями обхода.

  • При совместных тренировках навыков ориентации помните о том, что слепой человек всё воспринимает через слух и тактильный анализатор. Равновесие ему позволяет удерживать вестибулярный аппарат, а трость становится фактическим удлинением руки, помогая ощупывать всё вокруг. Именно поэтому акцент в определении своего местонахождения нужно делать на эти источники информации. К примеру, где находится дорога и в каком направлении едут автомобили, — определять по шуму машин, время перехода в положенном месте (в случае отсутствия пищащего светофора) — по движению толпы и т.д. Путь же лучше делить на прямолинейные отрезки, включая повороты под прямыми углами, которые без визуализации совершить легче всего.

  • Научить ребёнка следует и прибегать к помощи окружающих, когда сам он сориентироваться не может. Ему важно объяснить, что в подобных ситуациях ни в коем случае не надо стесняться, а напротив, следует смело попросить внушающего доверие прохожего помочь уточнить направление движения.

  • Едва ли не самым главным залогом самостоятельного передвижения слепого подростка является разрешение на это со стороны родителей. Конечно, все мамы и папы будут испытывать волнение за своё чадо — это неизбежно и не преодолимо. Однако поддаваться своей тревоге им однозначно не стоит: рано или поздно всё равно наступит момент, когда их повзрослевший сын или дочь выйдут на улицу в одиночестве, и вопрос будет заключаться лишь в том, насколько к нему они подготовлены, что станет предопределяющим условием безопасности. Поэтому вместо того, чтобы искусственно отсрочивать это событие, лучше сделать всё возможное для его успешного осуществления. Разумеется, перед тем, чтобы отпустить незрячего подростка в самостоятельный путь по маршруту, его необходимо освоить на все 100%. Даже после этого многие родители продолжают молча следовать за ребёнком, не показывая ему, что находятся рядом. Для их успокоения на первых порах подобная мера бывает важна, однако по мере того, как они будут убеждаться в том, что чадо справляется с поставленной задачей, от неё обязательно понадобится отказаться. Как уверяют тифлопедагоги, по сравнению с той самостоятельностью, что приобретают незрячие дети, с которыми целенаправленно занимались освоением ориентировки, первое волнение родителей — просто ничто. Своевременно развившиеся же жизненно важные навыки подарят чувство уверенности в себе и в завтрашнем дне как самому инвалиду по зрению, так и его близким.

Поэтому не поддаваясь сомнениям, делайте самостоятельное передвижение неотъемлемой частью жизни вашего незрячего малыша, и вы не успеет оглянуться, как для вас это станет обыденностью, дав ребёнку ощущение свободы и независимости, а вам — дополнительное время для решения других, не менее важных задач. Смело — в путь!


Читайте также:
Все статьи
  • 27.06.2024
    Как путешествовать с незрячим ребёнком: советы для родителей
  • 20.06.2024
    Отпуск инвалидам: как оформить и куда поехать
  • 19.06.2024
    Незрячие: принимать или отказываться от помощи окружающих?
  • 13.06.2024
    Что такое тифлокомментирование и как оно помогает незрячим смотреть фильмы, спектакли и спортивные матчи
  • 06.06.2024
    Какие льготы доступны для инвалидов по зрению в 2024 году?
  • 31.05.2024
    Как научить незрячего ребёнка ориентироваться в пространстве?
  • 08.04.2024
    Как научить незрячего ребенка пользоваться туалетом и ванной самостоятельно