// Родителям незрячих детей
Как научить незрячего ребёнка ориентироваться в пространстве?

Уверенное передвижение в различных локациях без посторонней помощи для незрячего человека является главным залогом полноценной жизни. Поэтому чем раньше оно будет освоено, тем более свободным и счастливым станет чувствовать себя инвалид по зрению.


Как отмечают эксперты, если слепота наступила в детстве, то обучение основам самостоятельного ориентирования в пространстве нужно начинать как можно раньше, поскольку именно это поможет ребёнку быстрее адаптироваться к жизни и поверить в свои собственные силы. Конечно, добиться данной цели на практике для родителей, никогда не сталкивавшихся с подобными проблемами, бывает непросто, однако помочь им справиться со всеми возникающими сложностями может следование ценным советам тифлопедагогов, наиболее важными из которых являются следующие:

  • Сделайте приоритетом обеспечение безопасности ребёнка за пределами дома! Для этого нужно не ограничить малыша в самостоятельном передвижении, как думают многие «заботливые» мамы и папы, а научить его распознавать опасности и правильно их избегать. Так, ребёнка следует ознакомить с рисками, связанными со ступеньками, переходом через дорогу, находящимися на пути деревьями, заборами и т.д. Как правило, это включает в себя такие этапы, как словесное описание дороги с подробным указанием ориентиров, прохождение её вместе с ребёнком, в одной руке которого находится трость для наглядного распознавания всех особенностей пути и предоставление малышу возможности пройти нужное расстояние самостоятельно (с тростью), при этом идя позади него. Малыш должен научиться находить тростью бордюры, ямки, начало и окончание лестниц,, газоны тактильные направляющие и др. Особое внимание важно уделить идентификации звуковых ориентиров, играющих ключевую роль при определении своего места нахождения на улице. По шуму приближающихся машин незрячий ребёнок способен понять, как и откуда движется автомобиль, где проходит автодорога. Эхо, отдающееся от стен зданий, деревьев и других объектов, может подсказать слепому пешеходу, пустое ли пространство вокруг него, или он идёт по ограниченному участку тротуара. Только когда первоначальные навыки идентификации пространства и его особенностей будут усвоены, станет можно переходить к следующим этапам обучения ориентированию.

  • Соблюдайте чёткую последовательность в изучении каждого маршрута.
    Ясно, что всякий последующий этап оказывается целесообразным только после чёткого усвоения предыдущего, благодаря чему обучение становится по-настоящему эффективным. Так, только когда ребёнок сможет без запинок наизусть легко и быстро повторить весь алгоритм передвижения: «Выходим из квартиры, поворачиваем налево, спускаемся с лестницы, выходим из подъезда, пересекаем проезжую часть двора, следуя за бордюром-ориентиром, поворачиваем направо, выходим на тротуар, проходим до перекрёстка, дождавшись затишья (или звукового сигнала светофора) и направляясь за другими пешеходами (при наличии таковых) переходим дорогу, обнаруживаем следующий поребрик, доходим до его закругления, поворачиваем, проходим до проёма между домами, находим угол правого здания, заворачиваем за него и идём до входа в детский сад», — оправданной станет тренировка уже с тростью. Сперва взрослому человеку лучше идти рядом с малышом, беседой, стуком каблуков или хлопками в ладоши подчёркивая своё присутствие, чтобы ребёнок не волновался, а затем уже, по мере приобретения им навыков уверенного пользования тростью, двигаться вслед за ним, тем самым расширяя рамки предоставляемой свободы. Если маленький незрячий ученик останавливается, у него обязательно нужно спросить, почему это случилось, запутался ли он на маршруте, нашёл ли нужный ориентир или просто решил отдохнуть. На все вопросы ребёнка, связанные с дополнительными характеристиками траектории передвижения, следует отвечать максимально подробно, формируя у него чёткое представление об окружающих объектах.

  • Дозированность обучения.
    При выработке у незрячего малыша навыков ориентации в пространстве очень важно не перегружать его информацией. Поначалу осваивать различные участки дороги ребёнку будет довольно сложно, а потому особенно длинные маршруты целесообразно будет разделить на промежутки. Конечно, их не должно быть слишком много, однако два-три приблизительно равных отрезка на одном пути станут вполне приемлемыми для запоминания. Полностью освоив за несколько дней один участок, можно будет переходить к другому, что буквально за считанные недели позволит от и до изучить определённый маршрут. За каждое достижение в усвоении основ ориентирования незрячего малыша следует хвалить, поощряя к новым победам и поддерживая его инициативность.

Конечно, как отмечают специалисты, большинству родителей, к сожалению, кажется намного легче просто взять малыша за руку и довести его, куда надо, однако если мама и папа хотя дать незрячему ребёнку подлинную заботу, то им однозначно следует уделить обучению самостоятельному передвижению самое пристальное внимание. По статистике, именно инвалиды по зрению, с детства привыкшие передвигаться за пределами дома без посторонней помощи, чаще поступают вузы, получают хорошее образование и развитие, добиваются успехов в карьере и создают свои семьи. 

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок, даже несмотря на тотальную слепоту, сумел стать полноценной личностью, прожив активную и счастливую жизнь, сделайте всё, находящееся в ваших силах, для того, чтобы он научился ориентироваться в пространстве посредством белой трости. Только это позволит ему быть независимым и уверенным в себе человеком, самостоятельно удовлетворяя свои потребности и интересы.

Товары в нашем каталоге


Читайте также:
Все статьи
  • 31.05.2024
    Туризм на ощупь: советы для незрячих путешественников
  • 24.05.2024
    Жить по-новому: как адаптироваться человеку, который недавно потерял зрение
  • 17.05.2024
    Как инвалиду по зрению получить собаку-поводыря?
  • 30.03.2024
    Обучение незрячих детей навыкам для жизни
  • 22.01.2024
    Как адаптировать дом или квартиру для незрячего и слабовидящего ребёнка?
  • 20.12.2023
    Как общаться со своим незрячим ребёнком?